Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»
Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
В своей работе я представила анализ внеурочной деятельности в виде презентации. Мой опыт ещё небольшой, как и все, я столкнулась с некоторыми проблемами. В частности, у меня не было опыта и ясной картины, как будет реализована на практике внеурочная деятельность.
В своей презентации я постаралась пошагово отразить весь первый год работы в условиях ФГОС. Подробно остановилась на каждом направлении, отразила конкретно, какие результаты мы добились с детьми. Конечно, по первому году о больших результатах говорить рано, но главное, что в целом мы с ребятами довольны. При выборе направлений, мы вместе с администрацией школы учитывали наши возможности и пожелания родителей.
Наш выбор остановился на программе «Шахматы». Этот кружок вел директор школы, за его плечами большой опыт, он неоднократный чемпион района по шахматам и призер краевых соревнований. Данная программа была направлена на формирование специальных знаний и навыков.
Особое внимание в организации внеурочной деятельности уделили реализации программ художественно-эстетической направленности. Содержание их деятельности формирует у ребят правильное отношение к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности. Для реализации этого направления в нашей школе есть хорошие и подготовленные педагоги.
В художественно-эстетическом направлении предусматривается работа кружков «Мир глазами художника», «Театральная деятельность» и «Декоративно-прикладное искусство». Программы данных кружков направлены на формирование художественно-эстетической культуры как неотъемлемой части жизни каждого человека.
Программа кружка «Театральная деятельность» позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию речевых навыков, помогает реализовать потребность в общении. Принцип реализации данной программы – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и концертам. Результатом работы в этом направлении являются выступления учащихся на родительских собраниях, на праздниках в школе и в Доме культуре.
Программа «Декоративно-прикладного искусства» и кружка «Мир глазами художника» направлена на формирование не только специальных умений, но и, прежде всего, на освоение учащимися духовных и культурных ценностей, приобщение к многообразию окружающего мира. Воспитательными задачами являются развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности и получать радость от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Формы проведения занятий разнообразны: ознакомление, практическая работа, игра, посещение выставок, проведение экскурсий.
Я сама очень люблю это направление, мне нравится творить и создавать своими руками, всегда «заражаю» своих детей на творчество. Учащиеся кружка принимали активное участие в оформлении стендов к праздникам, организовывали выставки своих работ, принимали участие в школьных, районных и краевых конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Программа кружка «Азбука пешеходов» нацелена на то, чтобы дать учащимся знания, умения и навыки для использования их на практике, способствовать развитию познавательной мотивации, формированию информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований. Дети постепенно научились находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт и знания, полученную на занятиях. В результате дети освоили основные правила дорожного движения, правила оказания первой помощи. Приняли участие в школьном конкурсе рисунков «Знаем правила движения как таблицу умножения» и вовсероссийском конкурсе «Фактор Роста».
В апреле был проведен Фестиваль по разным направлениям. На концерте дети показали свои творческие способности, знания, умения и навыки, полученные на занятиях по внеурочной деятельности. Концертная программа не являлась специально подготовленной. Это комплексное мероприятие, собранное из всех направлений внеурочной деятельности.
Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. На занятиях велась работа по профилактике переутомления учащихся, поэтому дети не проявляли признаков усталости, были активны, с удовольствием занимались творческими видами деятельности.
Родители положительно относятся к внеурочной деятельности, а дополнительные занятия оценивают как возможность развития творческих способностей детей. В течение года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности, строились планы на 2 класс.
На фото: Итоговое мероприятие по внеурочной деятельности.
Вывод
Опыт внедрения ФГОС второго поколения показал, что стандарты второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. Внеурочная деятельность позволила решить ряд значимых задач, дети с удовольствием окунулись в процесс творчества, поиска и созидания. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.
Приложение: Анализ внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения.
Литература:
Автор: Фомина Ирина Анатольевна, учитель начальных классов I квалификационной категории МКОУ «Новомихайловская СОШ», село Советский Путь, Локтевский район, Алтайский край.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ирина Анатольевна. Позвольте поблагодарить Вас за столь кропотливую работу, помогающую представить воочию систему внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения. Ясно, чётко, логично построена программа, лучшим доказательством результативности которой являются представленные награды - Дипломы и Грамоты. Налицо положительные результаты, несмотря на ещё имеющиеся проблемы, которые Вы, несомненно, решите. 5+ Удачи Вам в работе и дальнейших успехов!
Добрый день, Ирина Николаевна. Спасибо за комментарий, хотелось бы пообщаться на этом сайте с коллегами, которые работают по ФГОС второго поколения.
Уважаемая Ирина Анатольевна! При всем моем уважении, я не поняла, в чем суть вашей работы? То есть, направления вашей деятельности - художественно-эстетическое и военно-патриотическое, почему бы вам не рассказать, что делаете именно вы, и как это сообразуется с ФГОС, в чем ваши находки? В вашем анализе - работа всей школы, а в презентации - общие слова, рядом с которыми можно поместить фотографии любого образовательного учреждения в любом городе. Между тем, номинация, в которую вы подали свой материал называется "ФГОС второго поколения в МОЕЙ практике".
Удачи!
Светлана Евгеньевна спасибо за критику, постараюсь в будущем учесть Ваши замечания. Эта моя практика и,конечно, она тесно связана с работой всей школы. Всего Вам доброго.
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за помощь, мы действительно первый год руководствовались книгой "Примерные программы внеурочной деятельности". Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111с. – (Стандарты второго поколения). В этом году мы скорректировали свою работу, как говорится "век живи - век учись". Скажите, а Вы программы по внеурочной деятельности сами пишите и где их утверждаете?
Ирина Анатольевна,программы мы не то чтобы сами "пишем",скорее собираем из того что есть и "подгоняем" под себя. А удтверждаем на методсовете.
Любовь Владимировна у нас также обстоят дела с внеурочкой, вначале требовали только авторские программы, сейчас разрешили составлять самим "из того, что было.."
Спасибо за хороший, необходимый материал, понравилась результативность вашей деятельности, обязательно возьму для своей работы. Желаю творческих успехов!