Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Организация учебно-познавательной деятельности воспитанников на занятиях требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в области дополнительного образования все чаще начинает применяться компьютер как наиболее индивидуализированное и адаптивное средство обучения.
Новизна данного исследования заключается в том, что условия использования компьютера рассматриваются в процессе обучения как фактор развития мышления, внимания, воображения и творческих способностей каждого воспитанника. Практической значимостью исследования является то, что материалы работы могут быть использованы педагогом на практике на занятиях компьютерного кружка.
В Доме детского творчества п. Ханымей ЯНАО Тюменской области ведется деятельность компьютерного кружка «Икс-файл» научно-технической направленности. Обучение осуществляется по программе «Мир информатики», ориентированной на дошкольный и младший школьный возраст.
В учебно-воспитательном процессе применяются современные формы, методы и технологии – это информационные технологии, интерактивные технологии, технология критического мышления, исследовательская деятельность, игровые формы, технология рефлексивного обучения, так как считаю, что процесс обучения должен быть не только занимательным, но и увлекательным.
Целью при подготовке данного сообщения являлось рассмотрение использования активных творческих заданий при обучении основам компьютерной грамотности на различных этапах занятия. Главной задачей педагога является привитие интереса к изучению основ компьютерной грамотности, использование творческого подхода и развитие творческого потенциала детей. Поэтому целесообразно использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в красочной интересной форме, объяснять новый материал, отработать навыки работы по отдельным темам, например: управление мышкой, работа на клавиатуре, координаты, работа с исполнителем и т.д.
Использование на занятиях игровых моментов позволяет повысить интерес воспитанников к предмету. В процессе игры у воспитанников вырабатывается умение сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям.
Например: На этапе актуализации знаний на каждом занятии с целью активизации мыслительной деятельности проводится проверка техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. Чтобы воспитанникам легче было их усвоить, рассматриваются «ситуации-оборотыши», в которых нужно сделать соответствующие выводы:
Для разминки, актуализации познавательных способностей, повторения, закрепления изученной темы также используются активные творческие задания:
Также для закрепления основных устройств компьютера можно использовать следующие задания:
Игра «Компьютерные добавлялки». Воспитанники по очереди читают стихи, остальные отгадывают.
Оглянись, дружок, вокруг!
Вот … – верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит. (Компьютер).
Рядышком с машиной всей
Размещается дисплей –
Словно смелый капитан!
А на нём горит ... (экран).
Ну, а рядом главный блок:
Там бежит электроток
К самым важным микросхемам.
Этот блок зовут … (системным).
Для проверки знаний по клавиатуре используется игра «Рифмованные клавиши»:
Для контроля ваших знаний
Буквы мы печатать станем.
Коль клавиатуру знаешь,
Времени не потеряешь!
Чтоб большую написать,
Надо нам … нажать; (1)
Чтоб малютку получить,
Надо …. отключить. (2)
Перейти на русский шрифт
Нам помогут … и …! (4)
Написали предложение –
Ах, как сложно, ох, мучение!
Чуть оплошность допустили –
И ошибку получили.
Что же делать нам теперь?
Нам поможет только …! (5)
На этапе изучения нового материала, закрепления используется компьютерная программа «Мир информатики», презентации, созданные педагогом к отдельным темам, которые позволяют провести занятие в красочной интересной форме.
Также на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста используется игровая программа «Земля до начала времён», где ребята вместе с динозаврами изучают и закрепляют буквы и цифры, учатся составлять слова и рисунки, разгадывать головоломки, выполняют задания на внимательность и память.
Кроме того, посещая компьютерный кружок «Икс-файл», воспитанники реализуют свои творческие способности, в этом им помогает графический редактор Paint, ребята с удовольствием создают компьютерные шедевры, которые занимают призовые места на конкурсах рисунков различного уровня даже международных. В кружке организуются выставки детских компьютерных работ, которые дети создают как к календарным праздничным дням, так и на свободные темы.
При обучении детей работе в графическом редакторе Paint можно использовать элементы метода проектов, воспитанникам предлагаются следующие задания: используя инструмент Элипс и Заливка создать творческий проект, перед тем как дети приступят к выполнению проводится фронтальная беседа, дискуссия о том, что такое окружность, где её можно увидеть, какие можно создать фрагменты, используя данную фигуру и т.д. После того, как дети выполнили работы, им необходимо защитить свою работу, то есть придумать название, рассказать, что они нарисовали.
Развитие творческих способностей продолжается и при изучении текстового и табличного процессоров.
Так при изучении текстового редактора, ребята могут не только отформатировать текст, но и вставлять в него свои работы из графического редактора, что позволяет создавать необычные работы. Например:
При изучении текстового процессора используется проектная работа по теме «Поздравительная открытка», «Мой домашний питомиц».
Для закрепления навыков работы с таблицами, графическими автофигурами воспитанники выполняют сложные задания: создают календари, расписания.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых форм работы благотворно влияет на развитие творческих способностей воспитанников и к тому же позволяет сделать процесс обучения интересным.
Ведь увлёкшийся творческим заданием ребёнок, сам не замечает, что учится – создаёт, запоминает новое.
Автор: Аржаникова Инна Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «ДДТ», п. Ханымей, ЯНАО, Тюменская область, стаж работы 7 лет
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Инна Владимировна! В своей статье Вы убедительно доказали, что в наше продвинутое время важно показать детям значение компьютера. Ведь он необходим не столько для развлечения, сколько для помощи в работе, для быстрого и качественного выполнения различных заданий. Думаю, что дети, в совершенстве владеющие компьютером, смогут в школе использовать эти знания для отличной учёбы. Желаю успехов в Вашей дальнейшей работе!
Уважаемая Инна Владимировна!Считаю вашу работу очень актуальной.Согласна с Ириной Николаевной,что дети,владеющие компьютером , смогут применить знания для отличной учебы. Желаю творческих успехов и побед вашим ребятам в конкурсах разного уровня!
Инна Владимировна! Согласна с коллегами, очень важно научить детей использовать компьютер для учебы и творчества, а не смотреть на него только как на универсальную "игрушку". Удачи вам в вашей работе!
Какие счастливые ваши дети, что имеют возможность посещать такой кружок... Работа организована творчески... Удачи Вам в конкурсе. + 5