Регистрация

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Вода и её роль в природе. Свойства и превращения воды»

  • 3 февраля 2021

Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Цели урока:

1. Обучающие:

  • Формировать представления о свойствах и состояниях воды, о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды в природе.
  • Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

2. Развивающие:

  • Развивать приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ и синтез.
  • Развивать умение получать информацию из различных источников.

3. Воспитывающие:

  • Воспитывать экологическое мышление.
  • Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Задачи:

– расширение представления об окружающем мире через сопоставление и сравнение;

– создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать предоставленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путём опытов);

– развитие разнообразных устных и письменных речевых умений;

– развитие самоконтроля учащихся;

– воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.

Оборудование для учителя: Учебник О.Т.Поглазовой, В.Д.Шипина (1ч.), 2007, программа «Гармония», компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Вода и её роль в природе».

Оборудование для учащихся: Стакан с водой, ложка, сахар, измельчённый мел или порошок.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Дети, сегодня на урок пришли мои коллеги, учителя, родители. Поприветствуйте их. Настроение каково?

Дети: Во!!!

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Повторим изученный материал о воздухе. Дома вы готовили рисунки «Берегите воздух». Чем важен воздух всем обитателям Земли?

Дети: Без воздуха не было бы жизни на Земле.

Учитель: Услышали бы мы пение птиц, жужжание насекомых, школьный звонок без воздуха?

Дети: Нет.

Учитель: Почему?

Дети: Потому что воздух передаёт звуки.

Учитель: Для чего в аквариумах продувают воздух?

Дети: Для насыщения воды кислородом.

Учитель: Каково значение имеет озеленение городов и сёл?

Дети: Леса называют «лёгкими» нашей планеты. Если есть растения и деревья, то воздух будет наполняться кислородом.

Учитель: Почему борьбу за чистоту воздуха необходимо вести всем землянам сообща?

Дети: Воздушные потоки и ветры могут перемещать загрязнённый в одном месте воздух в другие края Земли. Поэтому очень важно всем землянам беречь чистоту воздуха нашей планеты.

Вывод: Благодаря воздуху мы дышим и слышим, говорим, поём, летаем на самолётах, сушим бельё и т.д. Без воздуха не могут жить все живые существа.

3. Работа по теме

Учитель: А без чего ещё не может жить человек, да и другие живые существа? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Посмотрите на экран. Что случилось с цветком? Почему это произошло? Без какого вещества ничто живое на земле не может существовать?

Дети: Без воды.

Учитель: Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери так говорил о воде: «Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».
А теперь послушайте, что знают о воде наши дети (стихи о воде)

«Волшебная вода»
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте.
Путешествует всегда наша спутница – вода. (Н.Рыжова)

Слайд 2

Учитель: Так какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке нам необходимо подтвердить гипотезу о существовании на земле воды в разных состояниях, её свойствах и существования круговорота воды в природе.

Слайд 3

Учитель: Когда люди полетели в космос, то наблюдая из космических кораблей за нашей планетой, они увидели, что она голубая. Действительно, Земля голубая. Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Вот как бы это выглядело!

Слайд 4

Учитель: Что изменилось?

Дети: Изменился цвет, нет голубого и зелёного.

Учитель: Да, зелёный цвет тоже пропал. Почему это произошло?

Дети: Ничто на свете не может жить без воды!

Учитель: Давайте вернём воду на Землю и подумаем, где содержится вода на земле? Ответы детей.

Слайд 5

Учитель: Верно, в океанах, морях, озёрах, реках, ручьях. Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Дети: Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Учитель: Сейчас немного о нашей местной речке Калья расскажет нам …

Ученик: 40 лет назад речка Калья была широкой, а вода в ней прозрачной. В речке водилось много рыбы, но рядом строились шахты. Человек стал спускать в речку шахтные воды. Дно реки заилилось, водоросли перестали расти, и рыбы не стало. Дно реки никто и никогда не чистил. В верховьях речки человек вырубил леса. Речка обмелела. Это привело к нарушению природного равновесия.

Учитель: Ребята, а ведь может случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода просто необходима, потому что мы на 70% состоим из воды, запасы которой нужно постоянно пополнять.

Слайд 6

Без воды человек может прожить только 3 дня. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода? Ответы детей.

Учитель: В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Откуда наш организм может получить необходимую жидкость? Ответы детей.

Слайды 7-8

Учитель: А теперь … прочитай загадку: что умеет застывать, летать и бегать? Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Найдите слова, которые отражают эти состояния. Ответы детей.

Слайд 9

Учитель:

  • Если вода застывает, во что она превращается? (Лёд).
  • Какое это будет вещество? (Твёрдое).
  • Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар)
  • Какое это вещество? (Газообразное).
  • А когда вода бежит? Ответы детей.

Учитель: Эти процессы превращения воды из твёрдого состояния в жидкое, из жидкого – в газообразное, из газообразного – в жидкое называют процессами таяния и замерзания, испарения и конденсации. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

Тетрадь стр.35 №77 Кроссворд «Процессы»

Слайд 10

Учитель:  Вода на Земле постоянно меняет своё состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе. Как же происходит круговорот воды в природе?

Учебник стр.86 (читает ученик).

Круговорот воды

Слайд 11. Физминутка для глаз и эмоционального настроя.

Слайд 12.

Учитель: А какими же свойствами обладает вода?

Работа в парах

Учитель: Проведём опыты и определим свойства воды. На каждой парте есть стакан с водой и ложки.

1) Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Можно ли через неё увидеть предмет? Какой вывод?

Дети: Вода бесцветная и прозрачная.

2) Понюхайте воду. Есть ли у воды запах?

Дети: Вода не имеет запаха.

3) Вспомните, какая вода на вкус. Можно ли сказать, что она кислая или солёная, горькая или сладкая? Имеет ли она вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

4) Положите в стакан немного сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного порошка. Что вы замечаете?

Дети: Вода может растворять некоторые вещества.

Учитель: А где в быту можно использовать это свойство воды?

Дети: Мытьё посуды, стирка, уборка, рисование.

Учитель: Итак, какими же свойствами обладает вода?

4. Итог урока

Учитель: Давайте проверим, какие знания вы унесёте с урока.

Тест «Проверим себя»

Учитель: Какую пользу человеку приносит вода? Какой момент урока вам больше всего запомнился? Что совершенно новое вы узнали на уроке?
Я думаю, все эти знания, полученные на уроке, нам пригодятся при изучении других тем, да и в жизни.

5. Домашнее задание

Учебник стр. 77-80, 82, 86 (читать)

Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.

Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Подумай, почему это происходит?
Запиши свой вывод.

Учитель: А на следующем уроке мы поговорим о том, как используется людьми вода и как сохранить на земле это удивительное ценное вещество – воду.

Автор: Людмила Александровна Плаксина, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ НОШ № 10 города Североуральска Свердловской области, стаж работы – 33 года. (людмилочка)

Презентация «Вода и её роль в природе»

3.7 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 26)
  • 3 февраля 2021
  • 96088
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (6)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Юлия Владимировна 23.09.2010 в 16:50

Замечательный урок! Обязательно воспользуюсь в своей практике.

Татьяна 23.09.2010 в 17:37

классый проект, очень познавательный

Ольга Васильевна Климентьева 30.09.2010 в 14:59

Урок хороший, но главное действующее лицо - учитель, А дети пассивные слушатели. Дайте им больше инициативы

Наталья Владимировна 14.04.2015 в 17:55

Очень интересно и познавательно!

Гаврикова Нина 06.11.2015 в 12:40

Уважаемая Людмила Александровна, мне понравился Ваша разработка урока.
Интересный, познавательный, позитивный.
Желаю Вам новых проектов, новых идей и их воплощения!

Елена Елена Елена 22.09.2021 в 06:32

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!