Регистрация

Проект «Цветочный ковёр» для старшей группы детского сада

  • 4 декабря 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Актуальность проекта

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, групповой; индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос: «Зачем цветы на Земле?»

Цель проекта: развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Место проведения: ГБОУ школа 896 СП 6. Сроки: октябрь, ноябрь, декабрь.

Задачи:

  1. Дать понятие, что такое цветок.
  2. Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
  3. Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.
  4. Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.
  5. Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.
  6. Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов.
  7. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
  8. Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.
  9. Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них. 
  10. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

I. Подготовительный этап

  • Подобрать литературу по данной теме
  • Подборка иллюстративного материала.
  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок по теме.
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
  • Подготовка семян цветов для цветника.
  • Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах.

II. Основной этап

  • Беседы «Цветы – краса земли», «Почему их так назвали», «Цветы – имена».
  • Беседа «Красная книга России».
  • Экскурсия в цветочный магазин. Цель: знакомство с цветами.
  • Загадывание загадок.
  • Заучивание и чтение стихотворений.
  • Чтение художественной, познавательной литературы.
  • Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве».
  • Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
  • Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
  • Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка: стебель, листья цветок). 
  • Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). 
  • Беседа «Красота спасет мир» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу).
  • Подвижные игры. 
  • Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов «Не рвите цветы»,  В.Моцарт «Цветы», П.И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов», Ю.Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа», М. Протасов «Одуванчики».

Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); «Наблюдаем, как растет лук» (Зарисовать). «Проращиваем семена, луковица».

Трудовая деятельность. Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала «Букеты цветов». Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Работа с родителями:

1. Консультация «Ребенок и природа».

2. Беседа «Цветы для мамы».

3. Досуг загадок «Загадки Лесной феи».

4. Оформление фотоальбома «Дети и цветы».

5. Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».

Картотека дидактических игр: «Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер»; «Посади луговой и садовые цветки»; «Назови лишний цветок».

Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев).

III. Заключительный этап

Открытое занятие «Цветы вокруг нас»

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Список использованной литературы:

1. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», “Итоговые дни по лексическим темам» 2006 год.

3. Л.А. Владимирская «От осени до осени» 2004 год.

4. А.И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С», 2005 год.

5. «Мы» - программа экологического воспитания детей 2005 год.

6. А.В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников», 2005 год.

7. С.Н. Николаева «Юный эколог». 2002 год.

8. Н.А. Рыжова. «Экологическое образование в детском саду»: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

Автор: Полякова Любовь Михайловна, Воспитатель в ДОУ, ГБОУ школа 896 СП 6.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 14)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (7)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Наталья Васильевна 06.12.2015 в 20:01

Проект хороший.

Анастасия 07.12.2015 в 22:09

Интересный проект. Хотелось бы фотографии работ детей. Продуктом проекта можно сделать "сад на подоконнике" или выставка поделок и рисунков детей, мини-проекты родителей (как написано у вас выше).

Никитина Ева Владимировна 08.12.2015 в 22:06

Оформление проекта у меня вызвало ряд вопросов.
Почему проект "творческий"? Потому что поставлена задача "развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов"? Но эта задача лишь вскользь решается через "трудовую деятельность" (как вы сами прописали): "собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала «Букеты цветов»". Так дети трудятся или творят? Или имеется ввиду оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас».Но это ведь просто отражение впечатлений от проекта в продуктивной деятельности, а не основной смысл проекта. Проект однозначно информационно – исследовательский. И групповой, а не индивидуальный.
Что касается формулировки задач: навыки,умения, любознательность и наблюдательность не воспитываются (см. задачи 9,10). Воспитываются чувства. Дают понятие, что такое цветы и как они классифицируются в группах более раннего возраста, в старшей группе уже уточняют и дополняют знания.
Такой проект актуален летом, по опыту знаю, что осенью довольно проблематично воспитывать бережное отношение к цветам, потому как это время подготовки клумб к зиме и цветы приходиться срывать.
На заключительном этапе заявлено открытое занятие "Цветы вокруг нас" - это в декабре-то, на фоне подготовки к новогодним утренникам?
Извините, Любовь Михайловна, но на мой взгляд, проект "сырой": много лишнего, а то, что важно, лишь обозначено. Материал больше соответствует тематической неделе. Ну и, судя по отсутствию фотографий и фразе, "ожидаемый результат" , проект пока не реализован. А хотелось бы перенимать опыт, а не планы.

Галина Павловна 18.12.2015 в 19:59

Уважаемая Любовь Михайловна! Спасибо за участие в конкурсе. Идея хорошая, но материал выстроен не логично, инициатива просматривается с трудом, нет визуального сопровождения, что отрицательно влияет на восприятие материала. Я бы порекомендовала Вам в этом проекте, например, остановиться на этапе "Цветы – имена» и прислать фото ребёнка с иллюстрацией "его" цветка, показать Вашу презентацию фотоальбома «Дети и цветы» и т.п.
Желаю творческого вдохновения! С наступающим Новым годом!

Адамбаева Людмила Анатольевна 25.12.2015 в 03:56

Доброе утро, Любовь Михайловна. Проектная деятельность очень значима в любом действии, так как позволяет сформировать практически все группы универсальных учебных действий. Безусловно, начинать надо с дошкольного возраста и привлекать к взаимодействию и родителей. Вами эта работа начата. Но. прежде чем реализовывать или вводить в свою практику технологию, метод, прием педагогу необходимо ознакомиться с концептуальными основами нововведений. Получение новой для себя информации в области профессионального самосовершенствования и саморазвития необходимо для полного и осознанного восприятия того, что вводите.
В актуализации материала обозначено, что "экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей". Но почему именно проект стал формой этого воздействия не упомянуто. Логика документа потеряна. Любовь Михайловна, скорее всего, вы участвовали в практико - ориентированном (направлен на оценку реальности использования продукта на практике и его способности решить поставленную проблему) или эмпирическом проекте (предполагает проведение собственных наблюдений и экспериментов), но никак не в исследовательском. Меня смутила целевая установка "развитие экологического и эстетического воспитания детей". Как можно развивать воспитание? Можно воспитывать определенные качества какими - то средствами. И еще. Вы не обозначили возрастную категорию. Поэтому, цель реализации проекта - формирование, а развитие будет осуществляться при получении основного, общего или профессионального образования. По составу участников проект, наверное, групповой. Вы очень многие определения смешали. По срокам реализации проекта я согласна с мнением Евы Владимировны. Результатом участия в проектной деятельности дошкольников должен был стать какой-то посильный отчет: фотоотчет, зарисовки и т.д. В данном случае результативность значимость познавательной деятельности для дошкольников в представленном документе отследить не представляется возможным. Для полного восприятия работы реализации проектного метода обучения лучше разрабатывать паспорт проекта, который снимает многие вопросы к руководителю проекта. Успехов в конкурсе!

Елена Елена Елена 24.09.2020 в 03:01

Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 15.03.2021 в 09:26

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 150 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!