Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Главным принципом, который я использую в работе с детьми – это принцип проблемности, который помогает мне создать проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У них появляется потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями. Дети проверяют свои предположения опытным путём, а затем определяют, чьи предположения были правильными, а чьи – нет, затем результаты обобщили и зарисовали.
Я считаю, что очень важно использовать личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, легче устанавливать причинно-следственные связи.
В этом конспекте я использую методику ММЧ – маленьких человечков. При знакомстве со свойствами твёрдых тел, свойствах воздуха, уточнении представлений детей о трёх состояниях воды я столкнулась с тем, что дошкольникам трудно представить невидимые процессы. Здесь очень помогла методика маленьких человечков, с помощью которых мы с детьми моделировали вещества, их переход из одного состояния в другое.
Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношения ко всему живому.
На занятии используется изготовленный макет действующего вулкана, что поддерживает интерес к исследуемым объектам, желание узнать больше.
К
«Кладовая природы»: конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе ДОУ
Программные задачи:
Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранат, агат, вулкан, кратер, лава;
Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, камешки-конфетки; стихотворение «Уральские камешки» Р.А. Дышаленковой.
Предварительная работа: изготовление макета гор, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.
В группе появляется гостья.
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои камни-самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства – чары не рассеются.
Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Давайте теперь проведём несколько опытов:
1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком). Постройте схему камня с помощью ММЧ.
2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки). Добавьте к схеме: что изменилось? Вокруг камня – вода.
3. В камне есть вода? Как проверить? (Нагреть, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли ).
Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо», что камни имеют такие свойства. (ТРИЗ)
Физминутка. «Мы охотники за львом…»
Воспитатель: Да, разные камни есть на нашей земле. (Показывает образцы пород, приводит примеры их использования: известняк, руда, тальк, ракушечник). А там, где их очень много, образуются горы. (Показывает макет горы). Послушайте одну легенду.
«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.
Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как-будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».
У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой».
Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».
Хозяйка Медной горы: Спасибо, дорогие ребята, вы очень помогли мне узнать тайну камня. За это я хочу показать вам мои сокровища. (Показывает фотографии камней и читает стихотворение).
Интересно знать вам, дети,
Камни разные на свете?
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
Каждый камень самоцвет?
Тот, кто любит аметист,
Дружбе верен, сердцем чист.
Кто силач и богатырь,
Носит камешек — сапфир.
Кто секрет хранить умеет,
Кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек —
Темноглазый малахит.
Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень — яшма —
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор —
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер.
На закат похож гранат,
На восход похож агат,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят...
Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории «Почемучек»? А что бы вы хотели узнать ещё интересного? Наш профессор Почемучкин подсказывает нам как мы это можем узнать.
Дети смотрят на планшет на стене со знаками, говорят: можем прочитать в книге, спросить у другого человека, понаблюдать и т.д.
Хозяйка медной горы благодарит детей, угощает их конфетами «морские камушки».
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.
Автор: Шетова Любовь Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад «Сказка», с. Кулунда, Алтайский край, стаж 17 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Любовь Александровна! Хочу отметить серьёзную подготовительную работу и логическое построение Вашего занятия, направленного на поисковую деятельность детей. Благодаря этому вы смогли подвести детей к самостоятельным умозаключениям. А этому очень важно учить дошкольников, готовя их к занятиям в школе.
Любовь Александровна! Очень хорошо проработан материал! Я обязательно воспользуюсь Вашим опытом, т.к. сама занимаюсь с детьми исследовательской и проектной деятельностью. Удачи в конкурсе! Ставлю 5)))
Любовь Александровна, +5!
Удачи и творческих успехов Вам!
Уважаемая Любовь Александровна!Идея образовательной деятельности просто замечательная, думаю ваши "исследователи" остались довольными!Для меня несколько непонятна до конца роль Хозяйки Медной горы, чем она занимается,когда дети исследуют камни и "запускают вулкан".Желаю творческих успехов!
Ирина Владимировна, очень важно прислушиваться к мнению творческих людей, подумаю над замечаниями. Спасибо!