Регистрация

«Кладовая природы»: экспериментально-поисковая деятельность в подготовительной группе ДОУ

  • 31 октября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Главным принципом, который я использую в работе с детьми – это принцип проблемности, который помогает мне создать проблемные ситуации, в решение которых вовлекаются дети. У них появляется потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями. Дети проверяют свои предположения опытным путём, а затем определяют, чьи предположения были правильными, а чьи – нет, затем результаты обобщили и зарисовали.

Я считаю, что очень важно использовать личностно-ориентированный подход, стараюсь, чтобы каждый ребёнок сформулировал своё предположение о том, какой будет результат, объяснил, почему он так думает. Поэтому дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, легче устанавливать причинно-следственные связи.

В этом конспекте я использую методику ММЧ – маленьких человечков. При знакомстве со свойствами твёрдых тел, свойствах воздуха, уточнении представлений детей о трёх состояниях воды я столкнулась с тем, что дошкольникам трудно представить невидимые процессы. Здесь очень помогла методика маленьких человечков, с помощью которых мы с детьми моделировали вещества, их переход из одного состояния в другое.

Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношения ко всему живому.

На занятии используется изготовленный макет действующего вулкана, что поддерживает интерес к исследуемым объектам, желание узнать больше.

«Кладовая природы»К

 «Кладовая природы»: конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментально-поисковой деятельности в подготовительной группе ДОУ

Программные задачи:

  1. Дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней.
  2. Развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством экспериментальной деятельности.
  3. Познакомить детей с природным явлением – вулканом, развивать познавательную активность детей.
  4. Учить детей самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Активизация словаря: аметист, сапфир, малахит, яшма, гранат, агат, вулкан, кратер, лава;

Материалы и оборудование: коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей, свечка, зеркало, макет вулкана с кратером, сода, уксус, сухая красная краска, моющая жидкость, камешки-конфетки; стихотворение «Уральские камешки» Р.А. Дышаленковой.

Предварительная работа: изготовление макета гор, чтение сказки Бажова «Хозяйка медной горы», сбор коллекции камней, наблюдения на прогулках.

Ход занятия

В группе появляется гостья.

Хозяйка Медной горыЗдравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои камни-самоцветы в щепки и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства – чары не рассеются.

Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Давайте теперь проведём несколько опытов:

1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком). Постройте схему камня с помощью ММЧ.

2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки). Добавьте к схеме: что изменилось? Вокруг камня – вода.

3. В камне есть вода? Как проверить? (Нагреть, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли ).

Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень состоит из маленьких человечков, который так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь. Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо», что камни имеют такие свойства. (ТРИЗ)

Физминутка. «Мы охотники за львом…»

Воспитатель: Да, разные камни есть на нашей земле. (Показывает образцы пород, приводит примеры их использования: известняк, руда, тальк, ракушечник). А там, где их очень много, образуются горы. (Показывает макет горы). Послушайте одну легенду.

«Жил на свете богатырь по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

– Вулкан работает, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как-будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».

У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами на вершине горы, а на дне – красновато-оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой». 

Ребята, а давайте попробуем «запустить» наш вулкан, посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель готовит раствор и заливает его в «жерло» вулкана. (Вода с лимонной кислотой, в вулкане – красная краска и сода). Наблюдают «извержение вулкана».

Хозяйка Медной горы: Спасибо, дорогие ребята, вы очень помогли мне узнать тайну камня. За это я хочу показать вам мои сокровища. (Показывает фотографии камней и читает стихотворение).

Интересно знать вам, дети,
Камни разные на свете? 
Знают дети или нет,
Что волшебным называют
Каждый камень самоцвет?

Тот, кто любит аметист,
Дружбе верен, сердцем чист.

Кто силач и богатырь,
Носит камешек — сапфир.

Кто секрет хранить умеет,
Кто таинственно молчит,
Тот всегда понять сумеет
Камень ящерок и змеек —
Темноглазый малахит.

Самоцветный камень красный,
Будто ломтик ветчины,
Это главный камень — яшма —
Сердце сказочной страны.
Красный яшмовый узор —
Красота Уральских гор,
Будто в чаше, в этой яшме
Воды чистые озер.

На закат похож гранат,
На восход похож агат,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят...

Воспитатель: Дети, вам интересно было сегодня в нашей лаборатории «Почемучек»? А что бы вы хотели узнать ещё интересного? Наш профессор Почемучкин подсказывает нам как мы это можем узнать.

Дети смотрят на планшет на стене со знаками, говорят: можем прочитать в книге, спросить у другого человека, понаблюдать и т.д.

Хозяйка медной горы благодарит детей, угощает их конфетами «морские камушки».

Литература:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
2. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
3.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
5. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

Автор: Шетова Любовь Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ Детский сад «Сказка», с. Кулунда, Алтайский край, стаж 17 лет.

4.7 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 33)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 31.10.2012 в 01:24

Любовь Александровна! Хочу отметить серьёзную подготовительную работу и логическое построение Вашего занятия, направленного на поисковую деятельность детей. Благодаря этому вы смогли подвести детей к самостоятельным умозаключениям. А этому очень важно учить дошкольников, готовя их к занятиям в школе.

Шетова Любовь Александровна 04.11.2012 в 15:08

Спасибо большое за отзыв, успехов!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 02.11.2012 в 05:25

Любовь Александровна! Очень хорошо проработан материал! Я обязательно воспользуюсь Вашим опытом, т.к. сама занимаюсь с детьми исследовательской и проектной деятельностью. Удачи в конкурсе! Ставлю 5)))

Шетова Любовь Александровна 04.11.2012 в 15:09

Спасибо за хороший отзыв, удачи!

Биккинина Зульфия Талгатовна 05.11.2012 в 16:21

Любовь Александровна, +5!
Удачи и творческих успехов Вам!

Ирина Владимировна 06.11.2012 в 20:06

Уважаемая Любовь Александровна!Идея образовательной деятельности просто замечательная, думаю ваши "исследователи" остались довольными!Для меня несколько непонятна до конца роль Хозяйки Медной горы, чем она занимается,когда дети исследуют камни и "запускают вулкан".Желаю творческих успехов!

Шетова Любовь Александровна 10.11.2012 в 12:57

Ирина Владимировна, очень важно прислушиваться к мнению творческих людей, подумаю над замечаниями. Спасибо!

Елена Ивановна 15.01.2013 в 22:11

Интересный материал для познавательной деятельности! Вам 5!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!