Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств воспитания детей, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики.
Г.С.Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей.
Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Они начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы
или укладывание ее спать.
Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В своей работе с малышами я часто использую потешки в повседневной жизни и на занятиях. На одно из таких занятий были приглашены педагоги нашего д/сада. Дети отправились в гости к бабушке Арине. Бабушка их встретила.
В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Дети рассмотрели и русскую печку, и посуду (горшок, кувшин, деревянные ложки, расписную скамеечку и т.д.). Живет у бабушки петушок и котя-коток. Для петушка дети спели песню-потешку «Петушок», а для кота рассказали потешки: «Как у нашего кота…», «Пошел котик на торжок», «Киска, киска…» и др. с котом поиграли в русскую народную игру «Чижик». Вместе с бабушкой настряпали печенье и испекли их в русской печке.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою.
Чай, чай, этот чай, заварили сами.
Чай, чай, бабушкин чай, пьем мы с крендельками.
Дети пили чай из самовара и были очень довольны и веселы.
Автор: Ольга Владимировна Ветлова, воспитатель второй квалификационной категории МДОУ детского сада № 1 «Ручеек» города Похвистнево Самарской области, стаж работы по специальности – 15 лет.
Об авторе: Ольга Владимировна предана профессии, ведет кропотливую работу с детьми раннего возраста, используя произведения устного народного творчества. Обладает высоким интеллектуальным потенциалом, доброжелательна и внимательна. Участник Всероссийского конкурса «Урок физкультуры ХХI века» 2010 г.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Владимировна! Используя в повседневной жизни малышей подлинный русский фольклор Вы воспитываете в них самые лучшие человеческие качества. Малышей не обманешь, они интуитивно чувствуют всё "настоящее", на фотографии видны их любопытные, заинтересованные взгляды, а это значит верной дорожкой идёте...Спасибо за увлекательный рассказ о Вашей работе! Тема народного творчества мне близка, интересно узнать Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/1872.html с уважением...
Очень рада, что Вам понравилась моя статья. Я считаю, что наши дети должны воспитываться на основе сюжетов народного (в первую очередь) фольклора: сказки, потешки, попевки, считалки, колыбельные и т.д.Что видят дети по ТВ? На 90% только американские ужастики, а ведь у нас есть свои интересные передачи и мультики, которые учат добру, заботе о близких и т.д. В детском саду мы начинаем это важное дело, а в школе будет продолжение. Всего доброго!
Рада, что такая работа ведется уже с младшей группы. Ведь ничто так не воспитывает патриотизм, как народный фольклор.
В нашей группе с помощью родителей оборудован небольшой уголок, где размещены предметы старины, которые упоминаются в произведениях русского народного фольклора. Спасибо за Ваш комментарий.
Мы выросли на русском фольклоре. Не надо забывать наши корни и тогда наши дети вырастут добрыми, честными, трудолюбивыми. очень нужное дело Вы делаете.Молодец!
К сожалению не все молодые мамы используют народный фольклор, поэтому замечательно, что есть такие воспитатели, как Ольга Владимировна!!!
Очень верное направление в вашей работе - знакомить детей с национальным наследием. Этим вы создаете величие России!
Ольга Владимировна, вы молодец. В таком маленьком возрасте знакомите с фольклором. К сожалению, многие дети приходят в школу,не зная ни потешек, ни пословиц, ни маленьких детских стихотворений. Если вам интересно, вы можете воспользоваться материалом из моей статьи по пословицам. он есть на этом сайте.
Совершенно согласна ,что фольклор обязателен в воспитании малыша. Вы молодцы,что используете его в своей работе.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.