Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
В настоящее время в школах увеличивается количество детей со специфическими нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией. Потенциальными «дисграфиками» являются дети, у которых в дошкольном возрасте выявляются различные виды речевых недоразвитий. Правильно выстроенная система работы в ДОУ позволяет предупредить возникновение дисграфии. Для данного вида речевого недоразвития характерны специфические ошибки:
– пропуски букв и слогов;
– перестановка букв и (или) слогов;
– недописывание слов;
– написание лишних букв в слове;
– повторение букв и (или) слогов;
– контоминация – в одном слове слоги разных слов.
Чаще всего данный вид нарушений возникает у тех детей, которые в дошкольном возрасте страдают различными видами речевого недоразвития (в частности, ОНР). У таких детей отмечается задержка в овладении речевым анализом и синтезом. Это связано с несформированностью процессов дифференциации звуков, нарушением звуко – слоговой структуры слова.
Как известно, любую проблему легче предупредить, чем решить, поэтому в МБДОУ созданы условия для успешной коррекционно – развивающей работы по формированию речевого анализа и синтеза.
Так как основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, учителем-логопедом подобрана картотека игр по развитию звукового, слогового анализа и синтеза. Содержание игр соответствует тематике занятий, например, при изучении темы «Одежда» мы подбираем гардероб для куклы таким образом, чтобы названия всех предметов одежды состояли из двух слогов, либо содержали определённый звук (звук «Ш» – шуба, шапка, шорты).
Вместе с воспитателями мы изготовили материал и для уголков в группе. Пособия и игры, которые мы поместили в логопедический уголок, находятся в свободном доступе для детей, и в свободное время ребята могут ими пользоваться.
Работа по формированию речевого анализа и синтеза проводится в определённой последовательности. Сначала отрабатываются простые формы, а именно: определение места звука в слове, выделение первого, последнего звука. Более сложным видом работы является определение последовательности звуков в слове, выделение первых звуков в нескольких словах и синтез из них нового слова, восстановление звуковой оболочки слова, определение количества звуков в слове.
Логопедическая работа проводится изначально с опорой на вспомогательные средства, а затем зрительная опора убирается. Задание выполняется только посредством проговаривания. На данном этапе используются такие игровые приёмы, как игра в мяч (ребёнок отвечает на вопрос логопеда и кидает ему мяч), «Ручеёк» (дети, выполняя поставленную перед ними задачу, передают друг другу ленточку) и многие другие.
Наиболее сложным для дошкольников видом работы является выделение ударного слога в слове. Для того, чтобы ребёнку было легче, используются различные ударные инструменты: бубен, ложки, маракасы, погремушки.
Речевой материал подбирается с учётом последовательно усложнения структуры:
– звуковые сочетания, состоящие из гласных звуков (АУ, ИА);
– анализ слогов (обратных, прямых);
– односложные слова без стечения согласных (КОМ);
– двусложные слова без стечения согласных, состоящие из 2-х открытых слогов (КАТЯ);
– двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (ДОМИК);
– двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов (СУМКА);
– односложные слова со стечением согласных в начале, конце слова (КРОТ, МОСТ);
– двусложные слова со стечением согласных в начале, середине слова (КНИГА, КРОШКА);
– трёхсложные слова (МАЛИНА).
К концу обучения в подготовительной группе большинство детей самостоятельно печатают слова и выполняют их слоговой и звуко – буквенный анализ.
Мониторинг показывает, что проведённая за время пребывания детей в ДОУ работа способствует формированию и развитию речевого анализа и синтеза. Практически все выпускники нашего учреждения обучаются в массовых школах. Родители удовлетворены качеством образовательных услуг ДОУ, так как получают положительные отзывы о своих детях от педагогов школы.
Список литературы:
Автор: Соловьёва Людмила Анатольевна, учитель-логопед МБДОУ №244 Детский сад компенсирующего вида, г. Екатеринбург. Стаж педагогической деятельности 17 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Людмила Анатольевна! В Вашей методике прослеживается кропотливая работа по ликвидации дисграфии у дошкольников. Подбор подробно описанных разнообразных заданий позволяет использовать их в практике воспитателям, которые тоже заинтересованы в положительном результате подготовки детей, страдающих нарушениями в письменной речи, к школе. Диаграмма, представленная в презентации, убедительно доказывает, что после подобных занятий дети хорошо усваивают знания по русскому языку в школе. Разве это не главный плюс Вашей работы? 5! Желаю успехов!
Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень понравилась Ваша статья! Познавательна, интересна и актуальна в наше время! Желаю дальнейших прекрасных достижений на Вашем нелегком пути!
Уважаемая Надежда Геннадьевна! Спасибо за добрые слова и пожелания.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Я не педагог, я-родитель. Спасибо Вам за публикацию Вашей методики. Понятна идея, понятны приемы, закономерны успехи. Спасибо Вам за Ваш профессионализм и творческий подход к своей работе. Такие педагоги, как Вы, делают наших детей успешными, а нас, родителей - счастливыми и благодарными. Удачи и успехов Вам на Вашем благородном поприще.
С уважением,
Лев Тимофеевич.
Уважаемый Лев Тимофеевич! Успех нашей работы во многом зависит и от вас, родителей. Думаю, что достижения Ваших детей - это результат и Вашей работы. Замечательно, что есть такие заинтересованные родители. Успехов!
Людмила Анатольевна, от имени всех ваших учеников, выражаю благодарность за ваш труд, ваше терпение, вашу отзывчивость! Желаю вам победы в конкурсе и дальнейших успехов в вашей педагогической деятельности!
С уважением, Юлия.
Дорогая Юлечка! Спасибо за поддержку и тёплые слова. Мне было очень приятно работать с вами.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Очень понравилась Ваша работа. Чувствуется, что за ней стоит кропотливая ежедневная практическая работа. Замечательно, что Вы заботитесь не только о том, чтобы Ваши воспитанники хорошо говорили, но и об их будущем. Ставлю Вам "отлично" за статью. Желаю успехов. Воробьёва Елена Юрьевна
Уважаемая Елена Юрьевна! Спасибо за высокую оценку моей работы.
Хорошая работа. Ставлю "пять". Желаю успехов, Людмила Анатольевна. С уважением Елена Вячеславовна Бушмакина
Людмила Анатольевна, интересная и нужная работа. Присоединяюсь к коллегам, оставившим комментарии. Замечания лишь по визуальному оформлению. Мне кажется, вы выбрали слишком яркий макет в презентации и неудачный вариант написания текста. ТЕКСТ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬСЯ ЛЕГКО! У вас же, чтобы прочесть что-то, нужно сначала настроиться - глаза разбегаются.
Удачи!
Уважаемая Светлана Евгеньевна! Обязательно учту Ваши замечания
Наталья Викторовна, благодарю за столь высокую оценку.
Уважаемая Людмила Анатольевна! С удовольствием прочитала Вашу статью. Очень качественная работа, логически выстроенная. Чувствуется, что Вы работаете в системе. Графики в презентации показывают практические результаты Вашей работы. Ставлю Вам 5 и желаю дальнейших успехов. Инна Аркадьевна Удалова
Уважаемая Инна Аркадьевна! Спасибо, что уделили внимание моей работе и столь высоко её оценили.
Людмила Анатольевна! Мне как Вашей коллеге работа показалась интересной. Вся работа по развитию звуко-речевого анализа систематизирована, подробно описана. Соблюдён принцип "от простого к сложному". Много игровых приёмов, что является важным условием для дошкольников. Ставлю Вам заслуженно "отлично". Елена Владимировна Новосёлова
Благодарю Вас, Елена Владимировна! В нашей с Вами работе всегда важна профессиональная оценка коллег.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Вы настоящий мастер своего дела. Спасибо Вам за то, что Вы щедро делитесь своими знаниями и опытом. Вы просто молодец!
Уважаемая Алёна Викторовна! Спасибо за такие тёплые слова.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Результаты,представленные в диаграмме впечатляют, и это самое главное в работе педагога!Желаю Вам,чтобы "подрос" столбец с результатами отлично!С Новым годом!
Ирина Владимировна, благодарю Вас за добрые слова. И в свою очередь поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством!
Людмила Анатольевна! Прежде всего, спасибо за то благородное дело, которым Вы занимаетесь уже 17 лет! В статье чувствуется профессиональный подход и глубокая заинтересованность в результатах своего труда! Дети с общим недоразвитием речи являются наиболее уязвимой категорией в плане овладения грамотным письмом. Необходимо помнить, что сложные формы звукового и слогового анализа не появляются спонтанно, а формируются лишь в процессе специального обучения,требующего огромного терпения и любви к детям. А наградой всему является то, что "практически все выпускники сада обучаются в массовых школах", справляясь с программными требованиями!Оценка статьи - 5!
"Радость моя", спасибо за столь высокую оценку моей работы. Поздравляю Вас с Новым годом и Рождеством!
Работа хороша. Чувствуется большой опыт и профессионализм. Успехов!
Людмила Анатольевна, спасибо Вам за прекрасную работу. Тема актуальна и, несомненно, работа станет отличным подспорьем как для педагогов, так и для родителей. Интересные упражнения созданы профессионально грамотно. Спасибо за то, что Вы поделились своим опытом! Творческих успехов Вам и удачи!
Уважаемая Ангелина Антоновна! Благодарю за тёплые слова и пожелания.
Людмила Анатольевна! Мой ребёнок посещает речевой детский сад,поэтому я понимаю, насколько важной является Ваша работа,сколько сил,терпения, профессиональных умений она требует. Хочу сказать, что я почерпнула из Вашей статьи и особенно презентации для себя новые упражнения и игры для занятий со своим ребёнком. Материал доступен для понимания и нам, не специалистам. Спасибо Вам за то, что затронули такую актуальную тему. Желаю Вам удачи и успехов!
Ирина Анатольевна! Спасибо за Ваш отзыв. Думаю с такой замечательной заинтересованной мамой Ваш ребёнок пойдёт в школу с абсолютно чистой речью. Желаю Вам успехов.
Мой ребёнок в течение трёх лет посещал группу Людмилы Анатольевны. Мы пришли с очень тяжёлым диагнозом-ОНР первого уровня. Специалисты меня поймут.Хочу сказать, результаты работы, о которой рассказывает Людмила Анатольевна, увидела на практике. Мало того, что мой сын был выпущен с чистой речью, попал в школу с углублённым изучением предметов, так он еще один из самых грамотных детей в классе. Учитель хвалит нас. Думаю, в этом огромная заслуга нашего логопеда. Людмила Анатольевна, ещё раз спасибо за Ваш труд. Желаю Вам успехов и победы в конкурсе! С большиб уважение
Уважаемая Наталья Викторовна! Спасибо Вам за поддержку. Было очень приятно работать с Вашим сыном. Желаю, чтобы и в дальнейшем Максимка добивался высоких результатов. Успехов!
Уважаемая Людмила Анатольевна! Ваша работа мне очень понравилась.Благодарю Вас за кропотливый труд, творческий подход, ежедневную практическую работу. Дети, которые занимаются у Вас точно будут правильно говорить и писать. Вы просто умница!
Благодарю Вас, Оксана Викторовна, за добрые слова и за высокую оценку моей работы.
Людмила Анатольевна, интересная работа. Я, конечно, не специалист в данной области, но заинтересовалась как родитель подрастающего ребёнка. Хочу попробовать применять некоторые игры для развития своей дочери. Вы достаточно подробно и чётко всё описали. Спасибо за Вашу работу. Желаю успехов.
Уважаемая Татьяна Анатольевна! Спасибо за оценку. Это замечательно, когда родители так серьёзно подходят к вопросам воспитания и развития своих детей. Желаю Вам в свою очередь успехов.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Ваша статья очень актуальна в настоящее время. У меня подрастает сынок- школьник. Используем ваш опыт и рекомендации! Спасибо!
Спасибо Вам, Ирина Леонидовна, за оценку моей работы.
Уважаемая Людмила Анатольевна! ВЫ МАСТЕР СВОЕГО ДЕЛА! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ, ТЕРПЕНИЯ И ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ! ОЦЕНКА СТАТЬИ "ОТЛИЧНО"
Уважаемая Светлана! Большое Вам спасибо, что так высоко оценили мою работу и за добрые слова.
Уважаемая Людмила Анатольевна. Дисграфия - одна из проблем у младших школьников, тем более с каждым годом все больше " логопедических" детей, у которых эта проблема стоит наиболее остро. Успехов Вам в работе. Ставлю заслуженную пять . Приглашаю к себе на страничку,познакомиться с моим опытом .
Уважаемая Олеся Викторовна! Благодарю Вас за то, что проявили интерес к моей работе. Насколько я поняла, Вы учитель начальных классов. В нашей с Вами работе очень важна преемственность. Я с удовольствием воспользуюсь Вашим приглашением.
Вы большая умничка! Примите заслуженную 5 за ваш нелегкий труд!!! Жду в гости на свою страничку. Удачи.
Уважаемая Светлана! Большое Вам спасибо за оценку. Обязательно приму Ваше приглашение. В свою очередь желаю Вам успехов.
Уважаемая Людмила Анатольевна! Вы занимаетесь по-настоящему благородным делом. Ваша работа интересна, последовательно выстроена и результативна. Ставлю 5 и желаю дальнейших успехов
Уважаемая Елизавета Евгеньевна!Спасибо Вам за оценку и тёплые слова. Поздравляю Вас с праздником Весны!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.