Регистрация

Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников

  • 5 ноября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Мнемотаблицы использую :

  • для обогащения словарного запаса;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при отгадывании и загадывании загадок;
  • при заучивании стихов.

Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Презентация «Метод наглядного моделирования»

Автор: Усенко Юлия Валентиновна, воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ ДС КВ «Гнездышко», г. Новый Уренгой Тюменской области, педагогический стаж 16 лет.

5 из 5 звезд
(голосов: 4, сумма баллов: 20)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (13)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ирина Николаевна 05.11.2012 в 14:41

Юлия Валентиновна!Связная речь - важнейшее условие хорошего обучения. Как часто дети даже в средних классах затрудняются пересказывать тексты!. Поэтому работа, проводимая Вами, очень важна. Пошаговое развитие речи помогает в дальнейшем правильно говорить. Рисунки, схемы, знаки - "скелет", на который нанизывается текст. Конечно, после подобных занятий учиться детям овладевать правильной логической речью будет легче. За работу - самая высокая оценка!

Юлия Валентиновна 02.12.2012 в 12:00

Спасибо большое за оценку моей работы.

Наталья Владимировна 21.12.2012 в 13:56

интересная и полезная статья, буду использовать в работе с ЗПР. Спасибо

Юлия Валентиновна 24.12.2012 в 13:25

Спасибо огромное за ваш отзыв.Желаю успехов в вашей работе.

Биккинина Зульфия Талгатовна 05.11.2012 в 16:11

Юлия Валентиновна! Мне очень понравилась Ваша работа. Вы молодцы, что выбрали мнемотехнику как метод освоения детьми правильной речи. Не все педагоги решаются браться за мнемотехнику. Ваш опыт возьму себе на вооружение.
Ставлю Вам первую 5!!!

Юлия Валентиновна 02.12.2012 в 11:59

Спасибо большое за комментарий к моей работе.Желаю творческих успехов в вашей работе.

Ирина Владимировна 06.11.2012 в 19:32

Юлия Валентиновна!Сколько же у вас заготовлено мнемотаблиц! Вы рисуете их одна или совместно с напарником?Полностью поддерживаю вашу инициативу!

Юлия Валентиновна 03.12.2012 в 13:32

Ирина Владимировна,мнемотаблиц заготовлено очень много(то,что вы видели- это маленькая часть из моих наработок).Сейчас работаем и рисуем вместе с напарницей(я ее "заразила" своим увлечением).А хорошим помощником в нашей работе является интернет(идет обмен опыта).

Светлана Евгеньевна Первенецкая 08.11.2012 в 12:31

Уважаемая Юлия Валентиновна! У вас очень интересный и необычный опыт. Но ваша презентация сделана настолько небрежно, что портят впечатление от работы. Часть текста уходит за рамки слайда, так что его невозможно прочесть, элементы на слайдах перекрывают друг друга и текст, колонтитулы почти на всех слайдах не видны из-за текста и изображений.
Пожалуйста, подправьте вашу презентацию, в calameo можно загрузить новую версию документа.

Юлия Валентиновна 02.12.2012 в 12:06

Светлана Евгеньевна, спасибо за ваш комментарий.Постараюсь делать презентации лучше , аккуратнее.

Косойкина Ирина Геннадьевна 10.11.2012 в 13:48

Юлия Валентиновна, интересная работа! Ваш опыт буду рекомендовать своим воспитателям. Спасибо. Вам пятёрка!

Юлия Валентиновна 02.12.2012 в 12:02

Спасибо большое за оценку моей работы.Успехов в работе вашему коллективу.

Елена Елена Елена 16.03.2021 в 11:23

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!