Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Вы на карту посмотрите
И ЯМАЛ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живем!
И.Истомин
Нам бы хотелось рассказать детям о суровом северном крае, о земле Ямал. Край земли – так переводиться с ненецкого языка на русский слово «Ямал». В старину называли эти места «краем крещённого света». С давних времён поселились здесь ненцы, ханты, селькупы. Названия народностей означают места их проживания – безлесную тундру, побережья рек, тайгу.
На бескрайних просторах тундры пасут тысячные стада оленей ненцы, ловят драгоценную рыбу – нельму, осётра, муксуна – ханты. В лесах, растущих ближе к югу, в изобилии водятся пушные звери, много грибов и ягод. В лесном крае живут «лесные люди» – селькупы. Богат наш край, в его недрах неоценимое богатство – нефть и газ, а главная ценность земли – люди – труженики.
Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.
Народная культура – это совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (славянская, тюркская, финно-угорская), общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей «простоты» и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов.
Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений ЯНАО.
Изучение традиций, быта коренных народов Ямала позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями народов Севера мы начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини-музей «Моя родина ЯМАЛ».
Во многих группах оформлены уголки Севера, подобраны дидактический материал, художественная литература, из которой можно почерпнуть знания об истории народов Севера. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка.
Педагоги разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также перспективное планирование занятий для детей старшего дошкольного возраста, составили картотеку подвижных игр и самобытных упражнений народов севера.
На базе детского сада организован и функционирует кружок «Нейро» (солнце). Основная цель кружка — приобщение детей дошкольного возраста, к культурам народов Севера. Задачи кружка направлены на развитие элементарных представлений об истории, быте, культуре народов фино-угорской группы.
Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, быта коренных народов.
Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой Ямальский край – малую родину, мы ежегодно проводим праздник народов Севера, творческие мини-проекты: «Мой любимый город»; «Ласковый нежный Север»; «Северное сияние» и т.д.. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуем творческие выставки, праздничные концерты, посвященные датам основания города, области, спортивные мероприятия. Неоднократные победители городского конкурса детского прикладного творчества «Северный сюрприз», посвященному празднику народов Севера.
Несомненно, мероприятия по краеведению – актуальная проблема методики всестороннего развития детей дошкольного возраста, требующая преодоления сложившихся стереотипов, новых идей и способов их реализации.
Автор: Чебан Анна Яковлевна, старший воспитатель, 1 квалификационная категория, МДОУ ДС ОВ «Солнышко», р.Коротчаево, г.Новый Уренгой, ЯНАО. Педагогический стаж 22 года.
Анна Яковлевна – серебряный призер Всероссийских конкурсов инновационных идей воспитания дошкольного возраста: «Росточек: мир спасут дети», 2009; «Патриот России», 2010. Фото автора AnetWOW
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень нужный и своевременный материал для воспитателей по ознакомлению детей с культурой народов Севера
Подробные материалы из опыта работы, автору спасибо за желание делиться опытом с коллегами!
очень интересный и познавательный материал, надеюсь прочитать еще много полезного о знакомстве с культурой народов Севера и о Севере вообще!!!
Пишите на эл.адрес: aneta.68@mail.ru - поделюсь методическими разработками, практическим материалом по направлениям воспитания и развития детей дошкольного возраста
Спасибо за познавательный материал!
Могу лишь добавить от себя, что есть еще и северные мультфильмы, которые в доступной форме знакомят детей с фольклором, мифами и легендами народов Севера и воспитывают любовь к родному краю
http://miniku.livejournal.com/50164.html
Уважаемая Анна Яковлевна! Обалденная программа, много разработок, игр, сказок! Спасибо за материал, Вы- молодец! Вам 5+++! Я тоже живу на Ямале в г.Лабытнанги, прививаю любовь к родному краю. Также составила свою программу дополнительного образования, можете взглянуть на моей страничке.
Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!