Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
«Методическая работа в ДОУ»
Работая в детском саду более десяти лет, мы – учитель-логопед Гатиятова Резеда Зиннуровна, инструктор по физической культуре Манакова Зульфия Наилевна и музыкальный руководитель Крашенева Юлия Владимировна, обратили внимание на то, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:
Для детей с речевыми нарушениями характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное, ключичное.
Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.
У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие многих психических процессов. Так, у детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У них ограничены возможности познавательной деятельности. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, которые доступны их возрасту, эти дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижены память и работоспособность.
В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего физического развития.
Как построить работу, чтобы справиться с этими трудностями? Задача сложная, но вполне выполнимая. Размышляя, мы поняли, что просто необходимо научить ребенка основным видам движений. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц. При этом нужно вводить речевой материал в самых разнообразных формах. Введение слова, особенно в стихотворных формах, облегчает овладение движением, так как ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения.
Особое внимание обращаем на работу над осанкой, так как тяжёлая походка /на всю стопу/, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.
Для успешной организации речевых моментов во время проведения физкультурных занятий инструктор по физической культуре применяет:
Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса/ во время артикулирования.
Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирает логопед в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с речевыми нарушениями с учётом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.
Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.
Стихотворные тексты позволяют также нормализовать темп речи детей, добиться большей её плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а в конечном счёте на совершенствовании фонетической стороны речи.
Систематическое многоплановое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе логопеда и инструктора по физической культуре.
Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Благодаря этому активно укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, развивается культура речи, умение контролировать свою речь.
Кроме того, развиваются детские эмоции, которые в свою очередь позволяют повысить интерес к занятиям и речи, пробудить его мысль и фантазию.
Особое значение в коррекции детей с речевыми расстройствами занимает ритмика, которую проводит музыкальный руководитель, в сотрудничестве с логопедом и инструктором по физической культуре. Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. В ход работы включает элементы логоритмики, т.е. когда движения сочетаются с речью – звуком, словом, фразой, стихами. Выполняя общеразвивающие упражнения, основные движения, принимая участие в подвижных играх, дети проговаривают звуки, слоги, стихи, потешки, пропевают песенки.
Таким образом, сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей.
Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребёнку, повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у дошкольников уравновешенное нервно-психическое состояние.
Интегрированное физкультурное занятие строим по традиционной схеме, но с включением упражнений, закрепляющих и совершенствующих ранее полученные знания и умения по развитию речи, изобразительной и познавательной деятельности, математике. В содержание также вводим дидактические игры, где движения направлены как на решение задач других разделов программы /экология – «Разложи фрукты по корзинкам»; математика – «Вызов номеров»/, так и на игру /«Измерь, кто дальше прыгнул»/, выполнение имитационных действий /«Ползаем, как удав»/, отгадывание загадок /мимикой, жестами, движением покажи отгадку/, включаем также пальчиковые игры.
Предлагаем вашему вниманию видеофильм и конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия подготовленного и проведенного логопедом, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем в старшей логопедической группе «Путешествие в Сафари - парк».
Приложение 1: Конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия «Путешествие в Сафари-парк».
Приложение 2: Видео-занятие «Путешествие в Сафари-парк».
Автор: Гатиятова Резеда Зиннуровна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 272 комбинированного вида» Советского района города Казани, первая квалификационная категория, стаж работы по специальности 11 лет. Диплом за I место в районном конкурсе «Учитель-логопед года - 2007». Манакова Зульфия Наилевна, инструктор по физической культуре МАДОУ «Детский сад № 272 комбинированного вида» Советского района города Казани, стаж работы по специальности 19 лет, высшая квалификационная категория. Призёр республиканского конкурса «Лучший педагог - 2010 года». Крашенева Юлия Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 272 комбинированного вида» Советского района города Казани, первая квалификационная категория, стаж работы по специальности 17 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемые педагоги, очень интересная и достойная работа. Чувствуется высокий профессионализм и компетентность. Удачи в работе и конкурсе!
На протяжении всего занятия хорошо прослеживается интеграция.Чувствуется,что занятия проходят систематически.Понравилось музыкальное сопровождение видео,сама работа грамотно прописана, понятно, что это авторские строки,а не заимствованные фразы из разных источников. Может быть,можно было добавить какой-то сюрпризный момент,может видео-сюжеты или что-то в этом роде,НО И В ДАННОЙ ТРАКТОВКЕ РАБОТА СТОЯЩАЯ. ТВОРЧЕСКАЯ. БОЛЬШОЕ СПАСИБО АВТОРАМ,МОЛОДЦЫ!
Спасибо! Очень интересный опыт. Сама работаю с детьми логопатами и понимаю как это важно использовать дифференцированый подход и целенаправленный подбор речевого материала. Так держать. Желаю дальнейших творческих идей и находок. Удачи в конкурсе.
Шикарное мероприятие! Очень радует, что специалисты детсада так тесно сотрудничают и в итоге создают такие интересные, насыщенные, нестандартные занятия. Вы же взаимодействуете, как команда в эстафетном забеге, передавая слово друг другу, как эстафетную палочку, которая ни разу не было уронена!
Вспоминаются некоторые диалоги в комментариях ряда конкурсных работ: мол, не придирайтесь к неточностям конспекта, потому что мероприятие прошло на ура, а видео не прикладываем потому-то, потому-то и потому-то. А ведь мастерство проявляется именно в реализации задумки, о чём и свидетельствует видеозапись вашего мероприятия.
Хочется отметить, что видна работа каждого, подписавшегося под этой работой: физинструктор может гордиться удачным тематическим комплексом упражнений и качеством их выполнения детьми, логопед - хорошим речевым материалом и старательностью проговаривания слов детьми, и даже тем, что мелкие неточности в своих формулировках тут же сама и исправляет, а музыкальный руководитель - грамотным подбором музыкального сопровождения (занимаясь бальными танцами, я оценила вашу подборку детских песен с четким ритмичным рисунком).
Удачи вам в конкурсе!
Да! Жаль, что конспект мероприятия размещён на Calameo. Проблематично его оттуда скачать и использовать в своей практике. Может быть, в Word загрузите?
Спасибо большое за положительную оценку!
Условия оформления конкурсных работ таковы, что размещение всех приложений осуществляется только на таких сайтах как Calameo.
Если конспект действительно Вам интересен, то укажите свой e-mail, и мы с радостью Вам его отправим.
Очень хорошая тема. актуальная в нашей деятельности! Спасибо за смелость(видео)!
Я не большой знаток компьютерных технологий, поэтому могу только заметить, что некоторые работы с calameo скачиваются, а вот ваша - нет. Может быть, она как-то защищена от посягательств на авторские права и стоит только снять эту защиту? Во всяком случае, очень хочу иметь в своей методической копилке вашу разработку. Заранее спасибо. Мой e-mail: gar-ptica1977@mail.ru
Вот и снова Новый год!
Пусть и старым он зовется,
Вам в нём точно повезет,
А печаль вас не коснется!
Пусть же счастье и любовь
В вашей жизни будут рядом.
Пусть удача вновь и вновь,
Вас ласкает нежным взглядом!
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо большое Вам за тёплые слова! И Вас поздравляю с наступившим новым годом! Желаю Вам всего самого доброго и хорошего!!! С уважением Резеда Зиннуровна.
Великолепное путешествие в Сафари-парк! Работа продумана до мелочей. Занятие способствует коррекции двигательного, речевого, эмоционального и физического развития. Молодцы! 5 баллов!
Уважаемая Светлана Александровна! Спасибо большое Вам за добрые слова, за оценку нашей педагогической работы! Всего Вам доброго и хорошего!
Добрый вечер, Росиночка! Спасибо огромное за то, что оценили нашу работу! Всего Вам доброго и хорошего!!!!!
Уважаемая Любовь Владимировна! Огромное СПАСИБО за поздравления и за тёплые слова!
Прекрасная работа сплочённой и профессиональной команды! От души поздравляю с выходом в финал! Безусловно, это достойная ПОБЕДА!!!
Уважаемая Наталия Васильевна! Огромное СПАСИБО за поддержку, тёплые слова и высокую оценку нашей работы!
Здравствуйте! Великолепное мероприятие! Дети учатся технически правильно выполнять спортивно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Спасибо! Желаю удачи!
Уважаемая Галина Юрьевна! Спасибо большое Вам за добрые слова и высокую оценку нашей педагогической работы!
Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с заслуженной ПОБЕДОЙ! Рада за Ваш дружный профессиональный коллектив! С уважением, Светлана Валерьевна.
Добрый вечер, Светлана Валерьевна! СПАСИБО БОЛЬШОЕ за поздравления!!!!! Всего Вам доброго и хорошего, удачи и успехов во всём!!! С уважением Резеда Зиннуровна!
А вот ни секундочки не сомневалась в нашем экспертном единодушии насчёт вашей работы! Взаимопонимания вашему трио и следующих творческих инициатив!
Уважаемая Ева Владимировна, добрый вечер! СПАСИБО Вам огромное за ПОЗДРАВЛЕНИЯ, за поддержку и за тёплые слова!!!!! Я так же Вам желаю творческого вдохновения, удачи и успехов во всём!!!!! С уважением Резеда Зиннуровна!
Дорогие коллеги, я также очень рада нашему единодушию)) В Вашей работе представлено такое яркое и сбалансированное сотрудничество, что невольно можно только позавидовать взаимопониманию и чуткости в отношении детей и друг друга! Именно в таких творческих микрогруппах вершатся Чудеса Педагогики!!! Дальнейшего Вам процветания, радости и вдохновения!!!!)))) С ПОБЕДОЙ!!!!!!! УРАААА!!!!!!!!
Добрый вечер, Наталия Васильевна! СПАСИБО Вам БОЛЬШОЕ за добрые слова, за положительную оценку нашей работы, за поддержку! Всего Вам САМОГО доброго и хорошего во всём!!!!!!
Поздравляю Вас с заслуженной победой!
Вы выбрали своей судьбой труднейшее, ответственнейшее и благороднейшее дело: нести свет знаний нашему будущему - детям. Пусть на трудовом пути вам будет всегда хватать терпения на ваших питомцев, мудрости для разрешения самых сложных ситуаций, творческого потенциала, для интересного преподавания тех наук, которым вы посвятили свое внимание, и, главное - любви к детям. А самое главное - уважайте в ребенке личность и не ждите благодарности за ваш тяжелый труд.
Уважаемая Елена Васильевна, добрый вечер! ОГРОМНОЕ СПАСИБО Вам за поздравления, за такие тёплые слова! Желаю Вам всего самого доброго и хорошего, удачи и успехов во всём!!!! С уважением Резеда Зиннуровна!