Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Актуальность темы
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.
Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии, в отечественной науке является не новой проблемой. Еще в ХIХ веке психологи (В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков, И.В.Маляревский и др.) использовали благотворное влияние родителей на состояние больного ребенка. Но, к сожалению, к середине ХХ столетия эти гуманистические подходы были в значительной степени утеряны.
Ситуация коренным образом изменилась в 90-е годы ХХ столетия. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. (Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008г). В настоящее время становится актуальным поиск новых путей и форм помощи таким родителям. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации.
В нашем детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья создана группа «Особый ребенок». Основным ее направлением является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии. На сегодняшний день группу посещают 8 детей, 4 из которых имеют статус инвалида, это дети, имеющие сложные нарушения в развитии – детский церебральный паралич, синдром Дауна, олигофрения, задержка психоречевого и моторного развития. Группа работает по выходным дням с 10 до 13ч. Занятия в этой группе проводится логопедом, музыкальным руководителем, воспитателем, психологом.
До сих пор встречаются родители, у которых слово «гормоны» вызывает ужас. Им кажется, что от выписанных врачом-эндокринологом препаратов дети покроются волосами или сильно прибавят в весе. В действительности, эндокринолог в детской поликлинике, наоборот, поможет ребенку справиться с ожирением – которым страдают уже 15% детей-горожан. Кроме того, эндокринолог не всегда назначает таблетки. В некоторых случаях бывает достаточно массажа, курса ЛФК, правильного питания.
Основной технологией при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности детей с использованием игровых методов для проведения психокоррекции, психотерапии.
Цель сопровождения: Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка:
1 этап
2 этап
3 этап
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Наша работа с «особыми» детьми и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома.
Наша задача помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу.
Мы понимаем, как трудно родителям с «особыми» детьми и что не все могут переступить через «барьер» и привести ребенка к нам в группу, но мы стараемся помочь родителям в этой проблеме:
Библиография:
1. Калинина Р.Р. «Психолого- педагогическая диагностика в детском саду» -
С-Петербург, «Речь»,2004,146 с.
2. Мамайчук И.И «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»-
С-Петербург, «Речь»,2008, 220 с.
3. Мамайчук И.И «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» -
С-Петербург, «Речь»,2008, 236 с.
4 Мамайчук И.И «Помощь психолога детям с аутизмом» - С-Петербург, «Речь», 2008,
286 с.
5. Нестерова Г.Ф, Безух С.М.,Волкова А.Н. «Психолого-социальная работа с
инвалидами: абилитация при синдроме Дауна»- С-Петербург, «Речь», 2007, 123 с.
6. Пракикум по игровой психотерапии. - С-Петербург, «Питер», 2003, 415 с.
7. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и
детей-инвалидов/под ред. Г.Ф, Безух .С-Петербург, «Речь», 2007, 112с.
8. Семенова И.С. «Психолого- педагогическая помощь семье, воспитывающей
«особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
, 2008, №7.
9. Стишенок И.В. «Сказка в тренинге» - С-Петербург, «Речь», 2006, 142 с.
10. Ткачева В.В. «Семья ребенка с отклонениями в развитии»- Москва, Книголюб,
2007, 140 с.
11. Устинова Е.В. «Детский церебральный паралич: психологическая помощь
дошкольникам» - Москва, Книголюб, 2007, 167 с.
12. Фопель К. «Привет, ручки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
13. Фопель К. «Привет, ножки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
14. Фопель К. «Привет, глазки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
15. Фопель К. «Привет, ушки!» - Москва , «Генезис», 2005, 146 с.
16. Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» -Ростов –на
–Дону, «Феникс», 2006, 75 с.
17. Чистякова М.И. «Психогимнастика» - Москва, «Просвещение», 2002, 158 с.
Автор: Галина Михайловна Бакаева, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №1 д/с «Дружные ребята» города Поронайска Сахалинской области, стаж работы – 22 года. (Психолог на группах кратковременного пребывания «Особый ребенок» первой квалификационной категории, стаж – 11 лет.)
Об авторе: Дипломант областных педагогических чтений – 2009г, победитель муниципальных педагогических чтений – 2010г, победитель областного конкурса инновационных проектов 2009г, победитель муниципального конкурса инновационных проектов 2010г. дипломант Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. 2010г.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.