Регистрация

Предметно-развивающая среда в детском саду как средство развития ребенка

  • 13 ноября 2012

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.

В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.

В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.

Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.

Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.

Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.

Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.

Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».

Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.

В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.

Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.

Организация предметно-развивающей среды как фактор физкультурного образования дошкольников

Автор: Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».

4.9 из 5 звезд
(голосов: 56, сумма баллов: 273)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (43)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Фаина 13.11.2012 в 08:57

Наталья Николаевна, вами и вашим коллективом проделана большая работа и в детском саду создана прекрасная развивающая среда. Желаю Вам успехов в работе и в конкурсе! Пять баллов.

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:21

Спасибо!

Валентина Климова 13.11.2012 в 11:09

Отличная работа!Желаю Вам успехов!

Ольга Евгеньевна 13.11.2012 в 11:23

Уважаемая, Наталья Николаевна! Выражаем Вам огромную благодарность за Ваш труд! Каждое утро мы идем в Детский сад с огромным удовольствием (для родителей это очень важно)! А это, в первую очередь, Ваша заслуга! Мы искренне желаем Вам УДАЧИ и УСПЕХА во всех Ваших начинаниях! Мы за ВАС!!!

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:21

Эта важная, и очень нужная работа в нашем детском саду ведется непрерывно, постоянно что-то меняется. Огромную помощь оказывают родители наших воспитанников, которые поддерживают все наши начинания. От этого выигрывают все участники педагогического процесса и не только...... Благодарю за отзыв, правда очень приятно!

Ирина Владимировна 13.11.2012 в 19:34

Уважаемая Наталья Николаевна!Понравилась ваша презентация и организация центров деятельности детей.Желаю вам успехов в конкурсе!

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 08:07

Ирина Владимировна, спасибо за Ваш отзыв.

slava 13.11.2012 в 20:57

Наталья Николаевна, было очень интересно оказаться у Вас в гостях. +5!

Еськова Светлана Геннадьевна 14.11.2012 в 21:39

Спасибо за внимание к моей работе.

Светлана Вячеславовна 15.11.2012 в 14:48

Всегда с удовольствием изучаю Ваши работы, Наталья Николаевна. Достойный пример всем дошкольным работникам! Особенно полезна будет разработка молодым педагогам, только что начавшим свой трудовой путь. Успехов Вам и Вашему коллективу!

Еськова Светлана Геннадьевна 15.11.2012 в 15:24

Спасибо за теплые слова!

Светлана Евгеньевна Первенецкая 28.11.2012 в 06:08

Уважаемая Наталья Николаевна! Организация предметно-развивающей среды, действительно, очень значимо. Ведь то, что нас окружает с детства, определяет векторы развития нашей личности. Только, думается, работа, здесь представленная, заслуга целого коллектива, а не одного человека, даже если этот человек - руководитель. Успехов в работе!

Еськова Светлана Геннадьевна 29.11.2012 в 14:44

Светлана Евгеньевна, спасибо за Ваш отзыв. Несомненно то, что работа в нашем детском саду по созданию предметной среды ведется не один год, и конечно, с участием всего коллектива, родителей, спонсоров и просто неравнодушных и творческих людей. В представленной на конкурс работе мной обобщен и систематизирован опыт нашего детского сада по данному вопросу.

Наталья 28.11.2012 в 21:48

Очень интересная работа.Вам 5+!

Еськова Светлана Геннадьевна 29.11.2012 в 14:44

Наталья Викторовна, спасибо за оценку!

slava 22.12.2012 в 18:35

Наталья Николаевна, очень понравилась Ваша работа, интересно организованы центры детской деятельности. Пять баллов!

Косойкина Ирина Геннадьевна 09.01.2013 в 15:25

Уважаемая Наталья Николаевна! Отличная работа! Очень продуманно и красочно оформлены зоны детской деятельности. Вашу презентацию покажу в пример своим коллегам! Удачи. Вам 5.

Еськова Светлана Геннадьевна 23.01.2013 в 08:45

Спасибо, очень приятно!

Елена Ивановна 15.01.2013 в 23:14

Развивающая среда на высоком уровне! Вам 5!

Еськова Светлана Геннадьевна 23.01.2013 в 08:47

Елена Ивановна! Спасибо за оценку и Ваш комментарий!

Тянзиля Алимжановна 06.02.2013 в 12:53

Наталья Николаевна! Спасибо за Ваш интересный опыт! Возьму на вооружение, обязательно поделюсь с педагогами нашего детского сада. Пять баллов!

Светлана Александровна 06.02.2013 в 14:02

+5! Современная тема.

Еськова Светлана Геннадьевна 07.02.2013 в 12:25

Светлана Александровна, спасибо за внимание к моей работе и оценку!

Андреева Лидия Федоровна 12.02.2013 в 18:50

Очень понравилось! Успехов Вам! Ставлю +5!

Еськова Светлана Геннадьевна 12.02.2013 в 20:22

Спасибо за пожелания и оценку моей работы!

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:29

Девочки!Вы умницы! Сама работала в ДОУ, и знаю, как сложно лепить конфетку, когда иногда бывают связаны руки( особенно финансово). А еще вы заслуживаете уважения за работу в тандеме ( тоже иногда сложно договориться ) . Удачи вам ! От меня 5+++

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:30

Я ведь правильно поняла, Светлана Александровна, что у вас есть помощница?

Олеся Викторовна 12.02.2013 в 22:35

Наталья Николаевна! Простите, ради бога! Я в это время переписывалась по электронке, и машинально написала не ваше имя. Но комментарий вам- 5+++++! Еще раз извините!

Еськова Светлана Геннадьевна 13.02.2013 в 16:46

Спасибо за теплые слова в адрес работы.

Олеся Викторовна 13.02.2013 в 18:01

Уважаемая Наталья Николаевна. У Вас все получится! Еще раз извините и удачи!

Лариса Давыдова 13.02.2013 в 21:45

Наталья Николаевна! Прекрасно организована предметно-развивающая среда в вашем детском саду! Очень полезный и интересный материал вы представили! 5 баллов!

Еськова Светлана Геннадьевна 14.02.2013 в 19:18

Спасибо!

гульсия 14.02.2013 в 13:31

Моя Наташа! Я знаю, что ты очень творческий и инновационный руководитель- каждый уголок в твоем саду сделан с любовью и добротой к детям. Твоим воспитанникам комфортно и уютно в саду, твой педагогический коллектив немало для этого прикладывает усилий. Желаю Вам не останавливаться и продолжать дальше радовать нас своими идеями и разработками. Удачи. С уважением Гульсия

Еськова Светлана Геннадьевна 14.02.2013 в 19:20

Очень приятно услышать столько хороших слов от своего коллеги. Гульсия Фагимовна, спасибо за оценку и комментарий!

Светлана Игоревна 14.02.2013 в 21:58

Отличная работа!

Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2013 в 22:04

Уважаемая Наталья Николаевна, браво! Творчески подходите к работе… Интересная интерпретация предметно-развивающей среды, что-то новое я для себя открыла! Мы создаём предметно развивающую среду в контексте ФГТ: конкретно по видам детской деятельности, «Зонам развития», что тоже неплохо, так как в этом заложена реализация личностно-ориентированного развития детей. И, конечно, как и Вы постоянно ищем инновационные подходы, где главным критерием являются творчество, талант и фантазия педагогов. Отлично!

Еськова Светлана Геннадьевна 15.02.2013 в 13:22

Ирина Викторовна! Рада снова видеть Вас на этом замечательном портале, который позволяет педагогам делиться своим опытом, узнать мнение коллег о своем материале, что очень важно для развития каждого из нас. Приятно слышать хорошие слова а адрес своей работы, особенно от такого опытного педагога, как Вы. Желаю Вам дальнейших успехов в работе и в конкурсе!

Светлана 16.02.2013 в 09:03

Здорово, когда есть такие люди, как вы. Очень хочется, чтобы в наших детских садах было побольше творческих и любящих свою профессию людей! От меня заслуженная 5! Жду в гости на своей страничке. Удачи.

Людмила Николаевна 19.02.2013 в 18:51

Большое значение для детей имеет развивающая среда, вы с этой задачей справляетесь на 5+. Приглашаю вас к себе в гости.

Еськова Светлана Геннадьевна 20.02.2013 в 11:34

Спасибо!

Оксана Бражник 28.02.2013 в 18:55

Молодцы! Так держать!5

Валентина Климова 20.03.2013 в 10:39

Уважаемая Наталья Николаевна, спасибо за Вашу работу! Очень достойный и интересный труд! Очень болела за Вас!. Удивлена, что эта работа не вошла в число победителей конкурса. Я желаю Вам дальнейших успехов!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Еськова Светлана Геннадьевна 28.05.2013 в 21:42

Благодарю всех за позитивные отзывы и конструктивные комментарии. Общение на портале, приобретенный опыт, пополнение своего профессионального "багажа", я считаю намного важнее баллов...

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!