Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Грамотно организованная среда дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.
Модель среды нашего детского сада строго конкретизирована по содержанию и пространству.
В группах младшего дошкольного возраста активно задействована комфортная для дошкольников зона на «уровне детских глаз». В этой зоне соразмерно росту ребенка расположены игрушки, пособия, атрибуты, спортинвентарь. Уделено большое внимание оформлению этой зоны, ее привлекательности на общем фоне группы.
В более старших возрастных группах мы используем не только зону на «уровне детских глаз», но и осваиваем стены и пространство групповых помещений.
Среда средней группы включает изобразительную, музыкальную, литературную, коммуникативную, социальную сферы и отражает мир природы, человека, предметов реальной жизни. При такой организации ребенок испытывает удовлетворение, ощущение наслаждения, радости, озарения.
Среда в старшей и подготовительной к школе группах – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями», которые требуют от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
Характерным для этих групп является «перетекание» мини-сред: из художественно-преобразующей в опытно-экспериментальную, из эмоционально-рефлексивной в культурно-коммуникативную. Такой подход обеспечивает более глубокое понимание происходящих вокруг явлений и событий.
Первым шагом организации среды нашего детского сада стало создание в группах уютной обстановки, гармоничной по цветовому и пространственному решению. Известно, что выбор цвета оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние и на интеллектуальное развитие детей. Учитывая все это, в оформлении использовались светлые пастельные тона для стен.
Следующим шагом в проектировании среды стало определение расположения центров в группах детского сада. Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные принципы: максимально использовать особенности планировки помещений; расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве; отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства. В итоге помещение каждой группы имеет свое собственное «лицо».
Уголки и центры, расположенные в определенном порядке и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором материалов, представляют собой многообразие развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться.
В предметно-развивающую среду включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природы, во всех группах оборудованы уголки экспериментирования для проведения элементарных опытов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности, которые размещаются в центрах (зонах) и содержат разнообразные материалы.
Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно детям: игрушки, развивающие игры, дидактический материал. Каждый ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся быть хозяевами. Педагоги помогают воспитанникам овладеть рациональными способами хранения игрушек и умением логически группировать их.
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать.
Организация предметно-развивающей среды как фактор физкультурного образования дошкольников
Автор: Ключникова Наталья Николаевна, заведующий структурным подразделением высшей квалификационной категории, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика, структурное подразделение «Детский сад «Солнышко», п.г.т. Стройкерамика, Самарская область. Стаж работы в должности 11 лет; победитель Всероссийского конкурса «Территория 2011», лауреат II Всероссийского интернет-конкурса «Мастер презентаций - 2012».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталья Николаевна, вами и вашим коллективом проделана большая работа и в детском саду создана прекрасная развивающая среда. Желаю Вам успехов в работе и в конкурсе! Пять баллов.
Уважаемая, Наталья Николаевна! Выражаем Вам огромную благодарность за Ваш труд! Каждое утро мы идем в Детский сад с огромным удовольствием (для родителей это очень важно)! А это, в первую очередь, Ваша заслуга! Мы искренне желаем Вам УДАЧИ и УСПЕХА во всех Ваших начинаниях! Мы за ВАС!!!
Эта важная, и очень нужная работа в нашем детском саду ведется непрерывно, постоянно что-то меняется. Огромную помощь оказывают родители наших воспитанников, которые поддерживают все наши начинания. От этого выигрывают все участники педагогического процесса и не только...... Благодарю за отзыв, правда очень приятно!
Уважаемая Наталья Николаевна!Понравилась ваша презентация и организация центров деятельности детей.Желаю вам успехов в конкурсе!
Всегда с удовольствием изучаю Ваши работы, Наталья Николаевна. Достойный пример всем дошкольным работникам! Особенно полезна будет разработка молодым педагогам, только что начавшим свой трудовой путь. Успехов Вам и Вашему коллективу!
Уважаемая Наталья Николаевна! Организация предметно-развивающей среды, действительно, очень значимо. Ведь то, что нас окружает с детства, определяет векторы развития нашей личности. Только, думается, работа, здесь представленная, заслуга целого коллектива, а не одного человека, даже если этот человек - руководитель. Успехов в работе!
Светлана Евгеньевна, спасибо за Ваш отзыв. Несомненно то, что работа в нашем детском саду по созданию предметной среды ведется не один год, и конечно, с участием всего коллектива, родителей, спонсоров и просто неравнодушных и творческих людей. В представленной на конкурс работе мной обобщен и систематизирован опыт нашего детского сада по данному вопросу.
Наталья Николаевна, очень понравилась Ваша работа, интересно организованы центры детской деятельности. Пять баллов!
Уважаемая Наталья Николаевна! Отличная работа! Очень продуманно и красочно оформлены зоны детской деятельности. Вашу презентацию покажу в пример своим коллегам! Удачи. Вам 5.
Елена Ивановна! Спасибо за оценку и Ваш комментарий!
Наталья Николаевна! Спасибо за Ваш интересный опыт! Возьму на вооружение, обязательно поделюсь с педагогами нашего детского сада. Пять баллов!
Светлана Александровна, спасибо за внимание к моей работе и оценку!
Девочки!Вы умницы! Сама работала в ДОУ, и знаю, как сложно лепить конфетку, когда иногда бывают связаны руки( особенно финансово). А еще вы заслуживаете уважения за работу в тандеме ( тоже иногда сложно договориться ) . Удачи вам ! От меня 5+++
Я ведь правильно поняла, Светлана Александровна, что у вас есть помощница?
Наталья Николаевна! Простите, ради бога! Я в это время переписывалась по электронке, и машинально написала не ваше имя. Но комментарий вам- 5+++++! Еще раз извините!
Уважаемая Наталья Николаевна. У Вас все получится! Еще раз извините и удачи!
Наталья Николаевна! Прекрасно организована предметно-развивающая среда в вашем детском саду! Очень полезный и интересный материал вы представили! 5 баллов!
Моя Наташа! Я знаю, что ты очень творческий и инновационный руководитель- каждый уголок в твоем саду сделан с любовью и добротой к детям. Твоим воспитанникам комфортно и уютно в саду, твой педагогический коллектив немало для этого прикладывает усилий. Желаю Вам не останавливаться и продолжать дальше радовать нас своими идеями и разработками. Удачи. С уважением Гульсия
Очень приятно услышать столько хороших слов от своего коллеги. Гульсия Фагимовна, спасибо за оценку и комментарий!
Уважаемая Наталья Николаевна, браво! Творчески подходите к работе… Интересная интерпретация предметно-развивающей среды, что-то новое я для себя открыла! Мы создаём предметно развивающую среду в контексте ФГТ: конкретно по видам детской деятельности, «Зонам развития», что тоже неплохо, так как в этом заложена реализация личностно-ориентированного развития детей. И, конечно, как и Вы постоянно ищем инновационные подходы, где главным критерием являются творчество, талант и фантазия педагогов. Отлично!
Ирина Викторовна! Рада снова видеть Вас на этом замечательном портале, который позволяет педагогам делиться своим опытом, узнать мнение коллег о своем материале, что очень важно для развития каждого из нас. Приятно слышать хорошие слова а адрес своей работы, особенно от такого опытного педагога, как Вы. Желаю Вам дальнейших успехов в работе и в конкурсе!
Здорово, когда есть такие люди, как вы. Очень хочется, чтобы в наших детских садах было побольше творческих и любящих свою профессию людей! От меня заслуженная 5! Жду в гости на своей страничке. Удачи.
Большое значение для детей имеет развивающая среда, вы с этой задачей справляетесь на 5+. Приглашаю вас к себе в гости.
Уважаемая Наталья Николаевна, спасибо за Вашу работу! Очень достойный и интересный труд! Очень болела за Вас!. Удивлена, что эта работа не вошла в число победителей конкурса. Я желаю Вам дальнейших успехов!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Благодарю всех за позитивные отзывы и конструктивные комментарии. Общение на портале, приобретенный опыт, пополнение своего профессионального "багажа", я считаю намного важнее баллов...