Обращение к своим истокам, истории всегда связано с формированием ценностного восприятия происходящих в прошлом и настоящем событий. Изначально это было обусловлено имущественными вопросами – передачей земли, имущества по наследству. Поэтому более всего были заинтересованы в тщательном и скрупулезном составлении родословной высшие слои общества, имевшие значительную собственность. Однако родословная велась в семьях повсеместно, как правило, не зависимо от их сословной принадлежности.
История семьи (родословная) долгое время была для россиян востребованным и хорошо освоенным жанром. В нем находили свое место знаменательные для людей события: рождение детей, браки, профессиональные достижения и заслуги, участие в защите Отечества, награждение знаками отличия за боевую и трудовую доблесть и многие другие факты, интересные порой не только для тех, кто имел кровную связь с героями повествования о роде, но и для современников и потомков, живших судьбами России.
Особое уважение вызывало у россиян служение делу образования и просвещения. Учитель с его готовностью к самопожертвованию во имя детей неизменно зачислялся в число наиболее почитаемых соотечественников. Биографии учительских родов порой читались как увлекательная проза.
Профессиональная «родословная» нашей семьи – Дебердеевых-Коротаевых – хотя и не претендует на звание самой длительной или самой разветвленной, но все же оказывается связанной с ключевыми событиями, происходящими в нашей стране.
Летопись нашей педагогической династии стоит начать со старинного документа, бережно хранимого в личном архиве – «(Копія). Свидетельства Министерства народнаго просвњщенія» – с 1917г. В нем аккуратнейшим подчерком написано о том, что «предъявительница сего, ученица VIII дополнительного педагогического класса Новониколаевской первой женской гимназии Слащева Валентина Львовна» при отличном поведении показала «нижеслњдующія познанія»:
Какое множество значимых нитей и связей видится сегодня в этих обветшавших строчках.
Во-первых, это первый официальный документ, юридически подтверждающий начало педагогической деятельности в нашей семье.
Во-вторых, бабушке (как потом и мне) больше нравились и давались предметы гуманитарные (в русском языке – пять, в педагогике – пять…).
В-третьих, поражает квалификация, которую получили успешные выпускницы дополнительного педагогического класса – «звание домашней учительницы». Одно только понятие – «звание» многого стоит, а если вспомнить, что в те времена образовательный путь женщины был более чем ограничен, то тем более явным становится стремление молодой девушки дворянского происхождения выйти за пределы сложившихся – сословных и гендерных – ограничений.
И конечно же, год… 1917: 20 мая Валентине Слащевой торжественно вручили документ об окончании педагогического класса, а осенью случилась Октябрьская революция, изменившая жизнь целой страны.
Перед девушкой с дворянским происхождением поначалу были закрыты двери всех советских вузов. И только в 1935 г. Валентине Львовне Дебердеевой (Слащевой) было разрешено поступить на вечернее отделение Педагогического института г. Новосибирска, Этот вуз с квалификацией «учитель полной средней школы» она с отличием закончила в 1940. И отдала педагогической ниве 39 лет.
Бабушка порой рассказывала о своих уроках, коллегах, учениках. По ее рассказам тогдашние школьники уважительно и бережно относились к своим педагогам. Самой сильной шалостью для них было крикнуть из-за сугроба «Валентина Тигровна! Валентина Тигровна!!», когда учительница появлялась в школьном дворе после уроков…
За свой труд она была награждена двумя медалями: «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны» (1946 г.) и «За трудовую доблесть» (1949 г.).
Удивительное совпадение – именно в эти тяжелые годы моя мама, тогда еще Костыренко Зинаида Федоровна, поступила в педагогическое училище г. Новосибирска. Она до сих пор с удивлением вспоминает, что именно повлияло на этот шаг: в училище хлебный паек был на 40 грамм больше того, который давали ученикам в школе. И вот на семейном совете – мать и две дочки (отец на фронте) – было решено пойти « учительницы».
Как ни странно, маме очень повезло: в военные годы к педагогической науке и искусству учащихся приобщали эвакуированные из Ленинграда учителя и преподаватели. Эти педагоги сумели сформировать у подростков трудного военного времени образ истинного и достойного Учителя.
Не случайно, пройдя такую школу, осознав усвоенные здесь знания и педагогические умения, Зина Костыренко уговорила свою сестру (Валентину) тоже пойти в педагогическое училище.
В итоге младшая сестра Валентина Федоровна отдала педагогике 25 лет, проработав учителем, а затем и преподавателем физики (к сожалению, скончалась после тяжелой болезни в 1986 г.).
А педагогический стаж Зинаиды Федоровны насчитывает 49 лет. В эти годы входит: работа учителем истории и обществоведения – 25 лет, директором школ – 13 лет, заведующей РайОНО Октябрьского р-на г. Свердловска – 12 лет и пр. За плодотворный, многолетний и качественный труд в системе отечественного образования Зинаида Федоровна награждена правительственными медалями и наградами: почетным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР», почетным нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР», кроме того, ей присвоено звание учителя – методиста.
Но самое важное признание ее мастерства и педагогического таланта неоднократно звучало от ее учеников, которые и сегодня на каждую встречу выпускников (школ №№ 110, 76, 39) всегда приглашают Зинаиду Федоровну, которая остается истинным и достойным Учителем.
Получилось так, что мама была и моим педагогом – вела историю в нашем 9 «Б» классе. Вспоминается случай, как меня вызвали к доске для рассказа о причинах французской буржуазной революции. И я ответила откровенно слабо (хотя всегда любила темы, связанные с революциями…). Класс с интересом притих – что будет? И моя учительница, внутренне собравшись, отстраненно и честно сказала – «Ответ на тройку». И – о, ужас! – влепила эту отметку в журнал.
Я молчала – мне было страшно неловко подвести и ее и себя, молчала учительница – она понимала свою правоту как педагога, но как матери ей было меня жаль… И потрясенно и сочувственно молчал класс. Потому что они поняли этот безмолвный диалог, оценили трудность всей ситуации. Но после этого ко мне уже никогда не относились как к «учительской дочке».
И уважение, и любовь к моей маме предопределили и мой профессиональный путь: после окончания Уральского государственного университета им. М. Горького я начала работать в школе учителем русского языка. Мои ученики действительно многому меня научили: терпению, открытости, доверию, честности… Я благодарна им за их внимание ко мне, стихи, которые они подбрасывали на мой учительский стол, открытки и письма, которые приходили ко мне уже после того, как я стала преподавать в педагогическом училище.
Писать о себе трудно. Поэтому я обращусь к сочинению дочери, которое (по заданной теме) называлось «Таланты рядом с нами»: «Талантливый человек, которого я знаю, всегда рядом со мной. Это моя мама – Коротаева Евгения Владиславовна. Мама, которой я горжусь, закончила УрГУ с красным дипломом. Она всегда говорила, что всего можно достичь. Многие люди губят свой талант бездельем. Но мама умеет упорно трудиться, это я вижу постоянно. И в этом она не хочет меняться.
Она смогла защитить докторскую диссертацию и получить звание профессора. Теперь она заведует кафедрой педагогики и психологии детства УрГПУ, и справляется со своей работой хорошо. Её книги просят прислать в разные города – Москву, Санкт-Петербург, Кустанай. У нее уже есть своя научная школа.
Конечно, я радуюсь за мамины успехи на работе, но для меня она важнее как мама. Она воспитала нас с братом творческими людьми, имеющими свои интересы и увлечения. Мама всегда поможет, на неё можно положиться, она всегда выполняет свои обещания. Помимо этого она очень прямой человек. Конечно, бывает, что она говорит честные, но не самые приятные вещи. Но это заставляет меня идти вперед. А мама такая, какая есть. И мы любим наших мам, хотим отплатить и мы хотим отплатить им за то добро, которое они дарят нам всю жизнь, просто сказать спасибо за то, что мы есть на этом свете».
Практической педагогике в большей степени учили меня мои родные: сначала мама, затем мои дети – Петр и Анна. Именно с ними я прошла и детские болезни, и бессонные ночи, и возрастные кризисы детства, и гендерную разницу важности машинок и куколок. С ними постигала многозначную объемность детской речи.
Сын (4 года)
ушиб локоток – выступили слезы. Спрашиваю:
– Что – больно?
Прислушивается к себе:
– Нет, не очень…
– А что слезки выступили?
– Так они с краешку были.
Дочь (около 4 лет), рассуждает:
– Вот у взрослых на спине – «лопатка». А у детишек – «совочек»?
Показывает мне книжку «Стихи А. Барто»:
– А это моя любимая стихийная книжка.
Вот так шаг за шагом они росли, ходили в детский сад, закончили школу, закончили Уральский государственный педагогический университет. И дают повод и мне гордиться их успехами. Дочь за время учебы в педуниверситете стала дважды именным стипендиатом губернатора Свердловской области, была награждена медалью Министерства образования и науки РФ за лучшую научную студенческую работу.
Могу с ними быть разной: заботливой, строгой, ироничной, ранимой. Они такие большие, что принимают меня такой разной. Это и есть практическая педагогика, наверное. И говоря о них, часто вспоминаю классика: «Человек рожден для счастья, как птица для полета».
Счастья вам, дети ...и птицы.
Е.В. Коротаева,
доктор педагогических наук,
профессор УрГПУ
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Прекрасно, если мы перестанем быть Иванами не помнящими родства. Самые главные ценности - это все же, на мой взгляд, - ценности семейные. Признайтесь - для большинства из нас дальше бабушек и дедушек семейная ретроспектива не простирается! Поэтому так важно зафиксировать исчезающие документы уходящих в небытие десятилетий и веков. Автору - большой респект!
Такая судьба! Достойна подражания. Только Родина ценила бы по достоинству алмазы отечественной педагогики.
Очень хотелось бы составить и свою родословную (пусть и не педагогическую) и гордиться своими предками, какими бы они ни были. Однако в этом не все зависит от собственного хотения. Где те документы о твоих корнях, если ты не княжеского рода? Если предшествующие поколения твоих родственников не озаботились этими же проблемами десятилетия назад? Или эти документы стерла с лица земли наша трагическая и жалкая история?..
я вспоминаю Ваши лекции очень ярко красочно, особенно с опаздывавшими, Вы-ПЕДАГОГ, а еще я сама всегда мечтала стать учителем и стала и надеюсь что мои дети продолжат этот нелегкий труд ПЕДАГОГА
Здравствуйте ,Евгения Владиславовна. Мне очень понравилась работа. Именно она вдохновила меня на поиски и размышления. Я желаю Вам всего доброго. Спасибо за интересную работу.
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!