Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2015»
Номинация «О педагогике – с любовью»
Оценка – это результат работы не только ученика, но и учителя, школы, всего комплекса образовательных мер. Почему ученик крайний? Сегодня он под прицелом камер, прессом родителей и педагогов, работодателей и т.п. Может, остановимся и вспомним вообще, зачем нам школа?
Потеря мотивации у детей – это проблема не детская, а общества, которая в погоне за знаниями растоптала детское стремления к познанию. Плохая оценка — это отсутствие способности учителя объяснять, чтобы все поняли одинаково или отсутствие мотивации конкретного ребёнка к обучению. С самого раннего возраста дети самомотивированы в познании мира.
Основа познания – это семья, родители, окружение. Которые своим поведением демонстрируют основы адаптации в окружающей среде, социуме. По разным исследованиям сейчас можно констатировать отсутствие мотивации к учёбе большинства детей школьного возраста.
Исследуем некоторые предпосылки и подберём реальные действия, которые помогут решить проблему. Вернём детям мотивацию через изменения методов контроля знаний.
Цель: Предложить инструментарий, предназначенный для оценки качества и эффективного сопровождения образовательного процесса.
Задачи:
Возможно ли, что образовательная среда призванная нести знания разрушает интерес к познанию. На первый взгляд – это абсурд. Но если задуматься и взглянуть правде в глаза, можно начать различать, что действует во благо, а что во вред. Чтобы легче включиться в тему, давайте снимем барьеры и избавимся от шаблонов мешающих нам критично отнестись к реальности.
Школа – это возможность, а не обязанность. Школьное образование– это услуга, которую государство предоставляет условно бесплатно. Оплачиваемая нами в виде налогов. Соответственно относиться к ней нужно как услуге, критично и честно. Эффективность обучения можно оценить без труда, достаточно высчитать количество отличников в классе к общему количеству. Брак или ущерб который наносит такое образование можно посчитать соотношение «троешников» к общему количеству учеников в классе. Не секрет, что тройка – это натянутая двойка. Школа в Советские времена и в Российские в принципе одинакова эффективна и выдавала хороший результат. У нас много очень умных и целеустремлённых людей вышло из нашей системы образования. Основная часть выпускников находила себя в разных рабочих и обслуживающих видах деятельности в социуме. Всё сбалансированно.
Почему же сейчас нас так интересует эффективность самого процесса обучения? Потребность в школьном образовании у населения велика, поэтому она была и будет востребована, но более эффективные и щадящие формы образования не должны притесняться. В новом законе об образовании полностью вычеркнули – экстернат. Семейная форма образования лишена финансирования и находится в изгнании. Проблема вскрылась при переходе на автоматизированную оценку качества усвоения – ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ на сайте www.rekursia.ru
Я не буду много говорить о самом ЕГЭ, с сточки зрения систематизации оценки – это единственный видимый способ, который не просто порочен своей логичностью, а он несёт структурные изменяя в саму систему образования. Учителей и учеников заставляет меньше думать творчески, а наталкивает запоминать логические факты.
Чтобы начать разговор о системе оценки знаний, нужно определиться для кого это нужно? Открылась очевидная проблема эффективности обучения. Она всегда была в школе, но все родители хотят от своего чада – 100% усвоения знаний, не планируя ребёнку рабочей профессии. Не понимая, что Советская система образования была построена и справлялась со своими задачами, потому что готовила обществу все категории населения. Всё было гармонично, каждый находит себя в обществе, труде и быте.
В начале 90-х всех потянуло в институты, так как у владельцев дипломов с высшим образованием было больше шансов поддерживать хороший уровень дохода семьи. Рынок высшего образования надулся, как мыльный пузырь и лопнул, так как логично, что обществу не нужно столько работников интеллектуальной сферы. И система образования конечно в таких объёмах не могла поддерживать должный уровень качества. Диплом превратился в пропуск на работу, а не гарант ума или знаний.
Новые технологичные методы диагностики только загоняют проблему глубь. Предлагаю использовать творческую, соревновательную систему - конкурсов, так как она используется практически повсеместно, порождая только увеличение мотивации во всех областях, где используется. Чтобы её принять, нужно взглянуть на возможные причины потери мотивации в школьные годы. Это:
Если попытаться разобраться в причинах, можно начать с того, что детям природа дала изначальный интерес к познанию, им интересно изучать, разбирать, доходить до сути. Например, обратите внимание на детей, которые пытаются понять, как работает пульт, телефон, компьютер, они просто начинают судорожно тыкать и получать результат. Один, второй, … десятый, двадцатый. Результат, естественно, в принципе отрицательный, но положительный надолго запоминается и становится базой для новых экспериментов с уже более полезным КПД.
Взрослым нужно рассказать, они замучают в магазине продавца, который попытается им объяснить, как пользоваться тем или иным оборудованием и всё повторяется сначала, так как база навыков не сохраняется. Добытые знания с использованием собственных усилий более глубоко запоминается. Очень полезно эти знания ещё и применить, тогда они превращаются из знаний в умение.
Знания нужны те, которые человек в этом возрасте может применить. Чтение, письмо и счёт дети уже должны освоить до школы, потому что иначе не попадаешь в выбранную для ребёнка школу, а что они тогда делают в школе всю начальную школу? Закрепляют? Или теряют интерес по мере однотипных, рутинных действий…
Русский язык изучается как иностранный с помощью правил и исключений. Хотя любой человек, считающий себя с «врождённой грамотностью» подтвердит, что он много читает, а правила ему нужны только вторично. История предмет изучающий прошлое волнует школу скорее фактографически, хотя требуется посвятить ребёнка в науку история, которая учит искать, систематизировать и хранить данные. С правильными навыками ребёнок будет легче и с энтузиазмом запоминать любые даты. А у нас История в 5 классе начинается с изучением литературных (сочинений) произведений древней Греции, например поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Если дать возможность хотя бы на семейной форме образования решать, что изучать их детям, а аттестат выдавать именно с теми оценками по предметам, которые выбрали родители. Это дало бы возможность родителям выбирать тот багаж знаний, которые они считают, нужен его чаду. Институты и академии в рекомендательном порядке могут предлагать родителям перечень необходимых предметов в школе для продолжения обучения.
Очень пагубно на детскую психику ложатся всевозможные проверки – это огромный стресс, который слой за слоем ложится в память ребёнку как ужасное наказание. Конечно, выход из стресса простой, выучи урок. Но кто в школе преподаёт так, чтобы все дети с разными способностями, с разными полами запомнили те знания, которые им предлагаю? Единицы! Например, кто в школе учит детей запоминать стихотворение? Выучить и всё! Кто таблицу умножения рассказывает, как запоминать? И так далее... Скажите, что школа не может объяснить каждому, а их в классе от 25 человек и выше…
Хорошо, я к этому и веду. Что тогда не надо мешать родителям, которые могут и хотят обучать своих детей персонально. Верните экстернат! Дети на семейной форме обучения всегда показывали лучше результат, так как использовали индивидуальный подход к своему ребёнку. Сейчас семейников лишили финансирования. У директоров школ установка на изгнание таких детей из школ, они в лучшем случае переводят их на дистанционную форму обучения, которая принципиально другая, по сути, и мешает развитию семейного образования в России.
Институты, применяя практику олимпиад, понимают, что дети, выполняя задние повышенной ложности, не только показывают уровень, но и проявляют творчество, поэтому и берут с удовольствием победителей в свои учреждения.
Система проверки знаний в виде конкурсов или олимпиад благотворно влияет на весь спектр образовательного процесса. Оценка не должна быть приговором – это ещё один метод обучения. Даже применяя в наше время тесты, нужно постараться и привнести в сознание ученика идеи и стремление улучшить знания, а не запутать похожими на правду ответами.
Автор: Шикерин Иван Викторович, педагог, Семейная школа «Демонстратус», г. Москва. http://www.youtube.com/user/TheDemonstratus
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемый Иван Викторович, Ваша статья побуждает к диспуту. Во многом я с Вами согласна, но не во всем. Мне не совсем понятна цель Вашей публикации на этом сайте. Если Вы требуете вернуть семейное образование, то нужно публиковаться в каком - либо другом источнике: сайте, блоге, газете и т.д. Если Ваша публикация - художественное произведение, то тема, заявленная в названии не раскрыта, об оценке как внешней, так и внутренней говорится вскользь. Мысли Ваши я понимаю, Ваш крик души, по отдельным пунктам разделяю Вашу боль. Но как-то узко. Семейное образование не панацея. Кому-то, возможно, хорошо дома, а кто-то нуждается в общении со сверстниками, с учителями. Ведь школа - часть общества. Жить в обществе и быть вне него невозможно. Очень не понравились два момента в Вашей публикации. Первый - что ребенок "крайний". Вот и нет. В школе "крайний" учитель! Второй момент - что родитель будет для ребенка выбирать то, что считает для него нужным. Значит, школа, общество не имеют права обучать ребенка предметам по своему выбору, а родители имеют такое право. Мне кажется, что ребенку все равно, кто за него сделал выбор. Школа в этом случае более демократична, хотя бы потому, что предоставляет широкий спектр предметов, тем самым предоставляя ребенку более широкие возможности для самореализации. Публикация понравилась дискуссионным содержанием. Хотя такие вопросы лучше обсуждать глядя друг другу в глаза, что все равно навряд ли поспособствует взаимопониманию. Оценка 5.
Интересно знакомиться со взглядами своих коллег на довольно насущные проблемы. Судить Ваш материал мне немного сложно, так как у нас другие учебные планы и программы, белорусские педагоги располагают десятибалльной шкалой отметок , и поэтому с понятием "натянутая двойка" мы не сталкиваемся. По поводу того, что ребенок в школе "крайний" в корне не согласна. Учитель "крайний" - это точно.Статья, бесспорно, зовет к размышлению, хотя я не совсем понимаю ее уместность в данном конкурсе, так как художественны произведением работу назвать сложно (извините). За Ваше неравнодушие и полемичность статьи - 5!
Уважаемый Иван Викторович! Я работаю воспитателем, и могу сказать , что те дети, которые приходят к нам в возрасте 5-6 лет, отличаются от своих сверстников, посещающих детский сад с 1-1,5 лет не знаниями, а поведением. Да, если семья многодетная и ребёнку хватает общения дома, то и в школе он быстро адаптируется. А если это единственный в семье ребёнок, и всё вертится вокруг него, и все подчиняются его желаниям? Как ему в дальнейшей жизни будет? Мне трудно судить о семейном воспитании, так как я сама с 2-х лет посещала детский сад в послевоенное время, и дети мои, и внуки все - дети общества.
В одном я с Вами согласна - всё таки меньше бы было проверок всевозможных. А то, что в классе много детей, и не все успевают справиться с заданием, то ведь в этом не только школа виновата, но и родители. Я знаю много семей , которые надеются сначала на садик, потом - на школу, а сами устраняются от занятий с ребёнком. "Для чего тогда вы нужны? Вы за это получаете зарплату! -как часто за свою практику и в школе, и в садике я слышала эту фразу. Значит, нужно чтобы родители почаще посещали школу, а не только тогда, когда их вызывают. Занимались с детьми, а не сидели вечерами один -перед телевизором, другой-перед монитором компьютера. Тогда и результат будет другой.
Но это моё мнение. Ведь всем известно, сколько людей - столько и мнений.
Я впервые участвую в конкурсе в роли эксперта. Может, что-то и не так написала. Вам спасибо за статью. Просто, когда знакомишься с раздумьями других людей, понимаешь, как много их, болеющих душой за наше образование. За неравнодушие - 5!
Уважаемый Иван Викторович! Как известно, на сегодняшний момент, главным участником в воспитании и обучении ребенка является его семья. Но если ребенок находится изолированно от социума, то ему намного сложнее с каждым годом входить в него и быть социально адаптированным. Семейное воспитание и обучение хорошо, когда оно идет параллельно с обучением в детском саду, школе, институте. При семейном воспитании ребенок может приобрести исторический опыт только своих родителей и родственником, редко когда этот опыт выходит за пределы семьи. А когда ребенок посещает социальные учреждения, он общается, делится своими впечатлениями, знаниями, умениями и т.д., взамен приобретая опыт своих сверстников. Поэтому считаю, что семья и педагоги должны всегда взаимодействовать между собой. Желаю Вам успехов!