Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»
Я часто размышляю о пути, который прошла за годы работы с детьми… с детьми, которым очень нелегко, потому что они не такие, как все. Чтобы понять мои мысли и чувства, предлагаю вам прочесть старинную притчу…
Свеча, каков твой путь?
В тёмные глухие ночи, когда бушевала непогода, зажигали на окне свечу, чтобы заплутавший путник мог увидеть свет и, пойдя на огонёк, обрести приют.
В одну из таких страшных ночей горела, как обычно, на окне свеча. Её маленькое пламя, словно крохотная звёздочка, светилось в окне и, как Полярная звезда указывало путь.
Увидел этот огонёк Ветер, и показался ему этот свет жалким и тусклым. Вспомнил он тут, как раздувал слабые, не могущие разгореться или тухнущие костры, как ярко вспыхивало пламя и поднималось прямо к небу, посылая в ночное пространство свой могучий свет, от которого гасли даже звёзды, и решил он помочь свече разгореться. Дохнул он на неё через щель окна, и дрогнуло пламя свечи, затрепетало, задрожало и еле удержалось на тоненьком фитиле.
– Не дуй на меня так, – взмолилась свеча, – я погибну.
Но ветер не понимал разумной просьбы, ибо неразумен и ветреней был сам. Он помнил, как сила его дыхания разжигала пожары, и всё светилось в жарком пламени, и ему безумно захотелось раздуть из свечи костёр. Охваченный страстью, он кричал:
– Ты разгоришься, я знаю это!
– Я погасну, – шептала теряющая силы свеча, – я погибну. Мне нужна тихая нежная ласка спокойного дыхания воздуха, а не твой безрассудный порыв.
Но ветер не понимал её слов и не внимал её просьбам. Огонёк дрожал, обжигая тело свечи своей болью. Свеча плакала. Слёзы текли по её тонкому телу и оставляли на нём наросты боли и горя. В конце концов, оно стало безобразным от чёрных оплывов, а ветер, надрываясь, всё кричал и кричал слова своей безумной любви, которые были более убийственны, чем живительны. И потеряла последние силы свеча. Слабый огонёк потрепетал-потрепетал на бесформенном огарке, из последних сил цепляясь за обгоревший фитилёк, но, окончательно обессилев, растворился в темноте.
Глянул Ветер на обезображенное оплывшее тело холодной свечи и вдруг воскликнул:
– Как я мог променять жар сильного костра на трепет какой-то слабой свечи? Я только потерял время, разжигая её. Я молод и силён, и не мне разжигать безжизненные свечи, тем более, что они не способны дать большого и красивого огня. Они светят тихо и недостаточно сильно, и к тому же быстро сгорают. Надо лететь прочь отсюда! Надо лететь туда, где горят бурно и страстно, красиво и сильно!
И он поменял своё направление. Больше он не проникал в щель окна, но свеча уже не горела…
Вы спросите меня, причем здесь свеча? А я скажу вам – она, как ребенок, особенный ребенок, ограниченный возможностями в жизни. Он – хрупкое создание в этом огромном мире, который не всегда может его понять и принять, дать то, что необходимо, реализоваться и в большинстве случаев ставит на него клеймо «не годен, не способен, бесполезен»…
Люди, взгляните на них, задумайтесь, и вы увидите, как сильно им нужна наша любовь, забота, ласка, внимание и поддержка. Оберегайте этот огонек от ветра, вы не раздуете из него большого пламени, но сможете сберечь и дать возможность реализовать себя в этой жизни. Ведь у каждого свой особый мир, который нельзя разрушать, свое предназначение, свой путь.
Я и они – мы вместе.
Я – педагог, они – дети с ограниченными возможностями здоровья, мои ученики. Я не сочувствую, не пугаюсь трудностей в работе с ними, я помогаю, верю в них, с любовью и огромным желанием их учу. Мой путь – быть учителем и другом моим ученикам.
На уроках нас объединяет творчество, стремление к прекрасному, работы, которые мы создаем.
Я помню, 10 лет назад, когда я пришла работать из обычной общеобразовательной школы в коррекционную, я увидела их жизнь, другой детский мир. Да, сначала жалела их, переживала, что они не смогут освоить прикладного творчества. Но очень быстро они мне помогли понять, что им нужна забота, вера в их талант, который действительно есть, который нужно и важно развивать, только требуется особый подход к каждому ребенку.
Дети – это не общая масса, каждый ребенок – это уникальная личность со своими особенностями, характером и душой. Фундамент моей работы – любовь к детям. Мы делаем одну большую работу (сувенир, картину, подарок) вместе, каждый вкладывает в нее частичку своей души, может и не в совершенстве он сделает деталь, но ребенок старается, верит, что мы делаем доброе дело, мы вместе в творческом процессе получаем удовольствие.
Дети все чувствуют, они не могут это выразить словами, но поверьте моему опыту, они с благодарностью смотрят мне в глаза, и я вижу, как они с радостью и желанием идут ко мне на урок, и это высшая награда в моей профессии. Мои ученики доверяют мне, верят в мое содействие, дружбу и сотворчество. А я верю в них, и твердо знаю, что вместе мы справимся с трудностями.
«Учитель – это плодотворный луч солнца, для молодой души, которого ничем заменить нельзя».
Эти слова принадлежат великому педагогу К.Д. Ушинскому, я руководствуюсь ими на протяжении всей своей педагогической деятельности. Все то, о чем я говорила выше – это состояние моей души, которым я поделилась с вами. Путь учителя тернист, но это мой путь.
Дорогие коллеги, пусть в ваших сердцах живут Вера, Надежда и Любовь. И каждый урок Ребенок будет это чувствовать!
Автор: Татьяна Николаевна Герман, учитель трудового обучения по профилю декоративно-прикладного искусства высшей категории, Красноярская коррекционная школа VIII вида № 5, г. Красноярск. Стаж - 30 лет, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Победитель конкурса «Русь мастеровая», Победитель XIII конкурса методических разработок «Сто друзей».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Татьяна Николаевна! Спасибо Вам за притчу, за мысли, которыми Вы поделились и за работу с детками, имеющими проблемы! Ваш труд очень- очень нужен, т.к. не только развивает руку и душу ребёнка, но и помогает выразить себя, а, иногда, и спрятаться, отвлечься от негативных сторон действительности и найти душевное успокоение... Удачи Вам в работе и конкурсе!
Добрый вечер, Виолетта Николаевна! Спасибо за поддержку! Приятно, когда тебя понимают. Я работаю с особенными детьми , считаю, что и относиться к ним нужно по - особенному.