Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»
Думала ли я когда-нибудь в детстве, что стану учителем-логопедом? Что вы… Конечно нет! Тогда, лет 30 назад, даже слово-то такое было в диковинку… Я занималась бальными танцами, запоем читала книги, вела бурную общественную деятельность и на полном серьёзе всем говорила, что стану…. ДОЯРКОЙ! Видимо, проявлялось моё вечное стремление оригинальничать, выделяться из общей массы и быть не такой как все.
После же школы в силу определённых обстоятельств «вслепую» поступила в пединститут на отделение дошкольной педагогики и психологии. Особо не осознавала, «с чем я связалась» и «зачем мне это надо». И лишь на государственной практике, за несколько месяцев до окончания института, я вдруг отчётливо осознала, что логопедия – да! Это «моё»!
После долгих, кропотливых занятий Андрюшка Елизаров наконец «зарычал», да не «по-французски», горлышком, как раньше, а как все «нормальные» русские люди – кончиком языка! Помню, я долго водила его по детскому саду и всем демонстрировала новое Андрюшкино умение, в появлении которого я приняла не последнее участие!
А потом как прорвало плотину: второй, третий ребёнок зарычал, тот засвистел, тот зашипел. Я видела восторг в глазах детей и чувствовала себя феей с волшебной палочкой (точнее, с целым набором таких палочек-инструментов).
Самое главное, в тот момент я как неопытная студентка пережила «ситуацию успеха»: я наглядно увидела результативность, благодарность своего труда. Кроме того, поднялась моя самооценка: «Я могу!». Конечно, позже, с опытом работы, я поняла, что исправление нарушенных звуков – это только «цветочки». Что нарушенное звукопроизношение – очень часто лишь надводная часть айсберга, в толще же воды (психической деятельности) могут прятаться глыбы проблем: несовершенный фонематический слух, бедная лексика, стойкие аграмматизмы, слабая память, неустоичивое внимание и т.д.
Мне приятно осознавать, что я являюсь представительницей оригинальной профессии. Мой труд «не как у всех»: я и учитель, и воспитатель, и психолог, и врач одновременно. Я не актриса, но устраиваю из каждого занятия целое театральное представление. Я не художник, но ежедневно мой карандаш в детских тетрадках прорисовывает кучу разных символов, комиксов, фигурок. Я не поэт, но у меня в голове постоянно, как у Винни Пуха, рождаются всякие прорифмованные строчки (бормоталки, сопелки, шипелки, здоровкалки и прощалки) – лишь бы только вызывать комплекс радостных эмоций у детей, страдающих всевозможными «безрадостными» комплексами. Я не программист, но живя в районной глубинке, «методом научного тыка» осваиваю различные компьютерные программы, создаю логопедические игры и презентации, чтобы «оживить» свои занятия, сделать их максимально эффективными и захватывающими.
Кроме того, будучи человеком с христианским воззрением на мир, я воодушевляюсь при мысли о том, что если и вправду «в начале было Слово (Логос) и Слово (Логос) было у Бога и Слово (Логос) было Бог», то я – «ЛОГО-ПЕД», «педагог слова» и, значит, миссия моя весьма ответственна!..
Иногда я завидую химикам или физикам. Они точно знают, что вода кипит при 212 градусах по Фаренгейту. Дети же – не шахматные фигурки и не оловянные солдатики. Ими нельзя манипулировать по простому желанию взрослого. Да, иногда мои дети поступают не так, как я от них ожидаю. Иногда в коррекционной работе результаты получаются совсем не те, какие ожидаю: не такого качества, не в запланированные сроки. И от родителей не всегда получаю желательный эмоциональный отклик. Это, конечно, огорчает, но в то же время как будто подстёгивает, бросает вызов, заставляет самоизменяться, указывает на необходимость поиска новых форм и методов работы.
Обожаю в себе это состояние, когда сердце вдруг заражается «бациллами творчества»! Когда могу вместе с детьми пошалить или воскликнуть, как ныне популярная мультяшная Маша: «Ух, какая я скорая на выдумки!» Могу измазать верхнюю губу ребёнка настоящим вареньем, чтоб он мог лучше делать артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Есть у меня в запасе целая связка железных ключей, чтобы при необходимости «закрыть на замочек» горлышко ребёнка, а ключ выкинуть в форточку, чтоб не допускать горлового произношения звука Р. Бывали случаи, когда с 2-3 родителями договаривались накупить всяких вкусняшек на звук Р (дети сами выбирали подходящие сладости), а потом вместе сидели, пили чай с разными «Рафаэллками», «Марсами», «Сникерсами», «Фрутелло», ирисками «Мэллер», «Мармелюшками», коллективно и в непринуждённой обстановке автоматизируя у своих чад трудный звук Р.…
Про некоторые мои приёмы мои коллеги могут сказать, что они непедагогичны. Например, есть девочка, которая шёпотом называет меня не «Оксана Владимировна», а «Ксюша» (шёпотом – потому что со стороны услышали и сделали замечание), и я разрешаю ей это, потому что чувствую, что она не фамильярничает, а относится ко мне как к близкому другу. Бывали случаи, когда я прямо на ладошке у ребёнка ручкой рисовала жирную 5-ку (у дошкольников ведь нет дневников!) и видела в глазах ребёнка и испуг («Мне мама запрещает рисовать на руках!»), и радость («Вау, как круто!»). Мой шутливый характер, моя «детскость» помогают мне эффективно строить мостики к душам воспитанников.
Как созвучны моему «профессиоощущению» слова Ш.Амонашвили:
Ты маленький ребёнок, я большой.
Вот моя, представьте, педагогика.
Тебе со мной, а мне с тобою хорошо.
У педагогики моей простая логика…
Пусть многие склонны судить о профессионализме учителя-логопеда по количеству детей, выпущенных с нормой речевого развития. Я же мечтаю, чтоб помимо красоты речи мои дети отличались красотой души, высокой нравственностью и своей «изюминкой», отличающей их от остальных.
Пусть кто-то говорит, что есть работа поважнее, посолиднее, а заслуги помасштабнее. Но я вижу, как меняются мои дети. Избавляясь от речевых недостатков, они становятся более открытыми, уверенными, коммуникабельными. Я вижу благодарные лица родителей. И поэтому на сто процентов уверена, что нахожусь именно там, где хочу быть, и делаю то, что хочу делать!
Автор: Захарова Оксана Владимировна, учитель-логопед 1 квалификационной категории, МКДОУ детский сад №8 «Тополёк», пос. Чегдомын Хабаровского края. Стаж работы 15 лет, лауреат краевого конкурса «Учитель года - 2007» (3 место).
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень хорошая статья, уважаемая Оксана Владимировна! Поздравляю Вас с тем, что нашли свою дорогу в жизни и достойно по ней шагаете! Удачи в делах и конкурсе! 5!
Мне очень понравилась ваша работа. Всем критериям отвечает на 5+!
Дорогие коллеги! Сердечно-присердечно благодарю за то, что просмотрели мою работу и оставили добрые отзывы!!! Сегодня зашла на сайт и увидела, что моя работа - в числе лауреатов! Так прия-я-ятно, прямо слов нет! Вместе со мной радовались три мои дочечки - мои главные Воспитанницы и Учительницы. ( в глубине души надеюсь, что одна из них пойдёт по моим стопам, и я смогу ей оставить своё "логопедическое наследие". У неё есть к этому большие задатки!)