Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2012»
В детстве я очень любила детей и книги. По воспоминаниям родителей, я всегда была окружена детворой, которую собирала вокруг себя, усаживала и играла с ними в школу, читая им книжки и рассказывая сказки. Читать я научилась рано, с этого момента меня никогда не видели без книги: читала за завтраком, обедом и ужином, читала, накрывшись одеялом, закрывшись в ванной и т.д.
Совсем недавно, перебирая архив, я нашла грамоту, врученную мне, первокласснице как активной читательнице школьной библиотеки. Эти два увлечения я пронесла через всю жизнь и, лишь повзрослев, осознала неразрывную взаимосвязь категорий детства и чтения.
Будучи матерью, я не могу пройти мимо проблемы не читающих детей, их отторжения от книжной культуры. Необходимость государственного уровня решения этих задач, не снимает ответственности с каждого из нас за не читающего ребенка. Говорить много красивых слов о пользе чтения, о терапевтическом и облагораживающем воздействии книги на душу ребенка, я не буду. Для меня ребенок и книга – истина непреложная и ясная.
Что же мы можем предпринять, как подступить к решению этой трудной задачи? Мой ответ – начать с малого: вспомнить, что мы являемся родителями и наша обязанность воспитать своего ребенка читающим. На пути реализации этой благородной задачи мы встретим трудности, но встретим и соратников, почувствуем востребованность собственного уровня культуры, знаний. Среди наших потенциальных друзей должны оказаться: библиотеки для детей, книжные магазины, домашние библиотеки знакомых, школьные библиотеки, школьные педагоги и т.д.
Первым шагом родителей является поход с ребенком в ближайшую детскую библиотеку. Мой личный опыт подсказывает, что визиты в библиотеку должны стать регулярными, ребенку необходимо найти свою библиотеку, где все должно заинтересовать его: ему должны нравиться нарядность и сказочность интерьера, дружелюбие библиотекаря. Это сложно, но реально. Посетив четыре районные библиотеки, мне удалось выбрать для сына одну, которую он с радостью посещал.
Итак, первые трудности преодолены, но не будем останавливаться на достигнутом. Следующим нашим шагом будет визит в книжный магазин. Чтобы эти посещения остались в памяти ребенка праздником, советую разрешить вашему чаду самому выбрать книги, купить книги в подарок друзьям и родственникам. В результате этих действий в сознании ребенка книги будут иметь статус материальной и духовной ценности. Однако я понимаю, что покупка книг в книжном магазине для многих российских семей зачастую является нереальной возможностью из-за неоправданно завышенных цен на детские печатные издания.
Союзником активных родителей может выступить школьный учитель (классный руководитель, учитель литературы), выделяющий в учебном процессе время для ознакомления детей с книжной культурой. Остается только пожелать нашим детям встретить на жизненном пути читающих учителей. И все же, главным помощником и наставником читающего ребенка остается читающая семья, где книга является образом жизни, удовольствием, насущной потребностью.
Мой следующий совет родителям: строго придерживаться определенного времени для чтения, приучая детей к регулярным встречам с книгой.
Прочитав свое эссе, я заранее предвижу упреки в свой адрес в идеализации возможностей родителей и наличии у них свободного времени решать озвученную задачу. Но, исходя из собственного опыта, я утверждаю и буду утверждать: невозможно воспитать красивого человека, не приобщив его к прекрасному миру книг.
Я очень люблю детей и книги. Надеюсь, что моя уверенность в неразрывности этих двух самых важных составляющих в моей жизни поможет и вам совершить главное дело родителей – воспитать Человека Читающего, значит Думающего.
Автор: Богомолова Ольга Михайловна, кандидат педагогических наук, методист 1 квалификационной категории ГБОУ Дом детского творчества «Исток», город Москва. Педагогический стаж 28 лет. Лауреат Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» 2010, 2011 гг.; II место в I Международном конкурсе учителей «Профессионалы» 2012 г.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья "Я очень люблю детей и книги" ! Просто,как все гениальное !!!Согласна с автором статьи, что только с любовью,вкладывая свой труд и душу можно воспитать настоящего Человека,думающего и красивого,высоконравственного !!! Это каждодневный нелегкий труд !Но как благородна цель !!!
Спасибо за замечательную статью "Я очень люблю детей и книги", попробуем последовать вашим советам. Надеюсь, что с их помощью мы привьем любовь к чтению.
Прекрасно!очень поднят вопрос о том о чем кричат все просвященные педагоги!Дети перестают читать,это очень злободневная проблема.Прогресс потащил нас к сожалению назад.в интернете,который есть сейчас наверное у каждого-одна нефильтрованная информация,,которая наносит и вред и не дает развиваться всестороне детской психике.В книгах,и только в книгах есть воспитание Человека!там нет исскуственных подмен "умными"социологами тех столпов воспитания,мировозрения и человечности.Спасибо Вам,за такую статью!!
Всеобщая проблема - дети зависают в компьютерах, а не читают. Может быть, дело еще в том, что нет интересной литературы? Поп-масс-культура рассказывает о пиратах. Много книг для ребят начальной школы. А потом - уже толстые "взрослые" книги без картинок. Сама многих авторов "открыла" для себя после того, как закончила "проходить" их в школе. А в школьные годы любила фантастику, приключения. Кроме того, когда мамы/папы не читают - как дети будут читать? Почитать на ночь главу и оставить книжку около кровати... Если книжка интересная - дитятко сам еще хоть пару страниц прочитает.
Спасибо автору, что поднимает актуальные вопросы. И удачи в воспитании сына.
Уважаемая Ольга Михайловна! Тема Вашего эссе (в части приобщения детей к традиционному чтению) не нова, она проходит красной нитью на семинарах библиотекарей всех уровней, методических объединениях педагогов и т.д. Но Вашу заслугу вижу в том, что Вы, приняв близко к сердцу "проблему века", с эмоциональным накалом, болью за её решение, чётко разложили "по полочкам" алгоритм действий для родителей по воспитанию ребёнка через приобщение к книге. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Виолетта Николаевна! Спасибо за Ваше прочтение моего эссе и высокую оценку его. Вы удивительно точно почувствовали эмоциональный настрой и желание помочь всем родителям, вставшим на трудный путь борьбы за духовный потенциал своего ребенка. Пусть мир станет светлее от наших добрых намерений и желаний! С уважением Ольга Михайловна Богомолова.
Спасибо автору за отличную и статью. Целиком и полностью поддерживаю основную мысль написанного. По счастью у нас дома большая библиотека и мы её постоянно пополняем. Мой сын даже в школу берёт с собой книгу, которая его в данный момент увлекла.
Желаем Вам удачи в конкурсе!
Спасибо автору за замечательную статью! У меня сыновья уже взрослые и до сих пор читают много и увлеченно. Читают в буквальном слове везде - на кухне, в ванной, в метро по дороге на работу. Когда они были маленькими мы много ребятам читали сказок и разных приключенческих историй. И я очень рада , что любовь к книгам у них осталась до сих пор. Еще раз спасибо за замечательную статью!
Спасибо за статью, время бежит быстро, и надо успеть посеять разумное, доброе, вечное.
Спасибо всем друзьям, коллегам и единомышленникам за теплые слова и поддержку важности Книги для Ребенка! Будьте все счастливы, активны и настойчивы - ведь Чистая Детская Душа в наших руках! С уважением и любовью Ольга Михайловна Богомолова.