Урок математики в 3 классе (УМК «Школа России») посвящен Дню космонавтики. Поэтому на уроке дети совершают воображаемый космический полет в пределах Солнечной системы, не только повторяя и закрепляя полученные знания по нумерации трёхзначных чисел, но и вспоминают факты по истории освоения космоса и узнают много нового.
Тема урока: Нумерация чисел в пределах тысячи. Закрепление.
Цели: закрепить знания детей о нумерации чисел в пределах 1000; расширить представления детей о космосе.
Задачи урока
Обучающие: закреплять знания о 3-значных числах, умение записывать числа в пределах 1000, навыки счета в пределах 1000; углублять знания детей о космосе, космических полетах, планетах Солнечной системы.
Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией.
Воспитательные: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к партнерам; развивать умение работать в команде, ответственность, самостоятельность.
Оборудование
Перед работой с презентацией рекомендуется изучить конспект с инструкциями к слайдам.
1. Повторение.
- Назовите сегодняшнюю дату? (11 апреля)
- А кто знает, чем отмечен день 12 апреля?
- Давайте обратимся к календарю? (День космонавтики).
- Что обозначает слово космонавтика?
- Кто был первым человеком, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)
- С того памятного полета 1961 года в космосе побывало 436 человек. Представьте это число в виде суммы разрядных слагаемых.
Проверка – слайд 2.
2. Работа по теме.
Устный счет.
- Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления.
Учитель читает примеры. Дети вычисляют и записывают только ответы.
87 – 75 (12)
100 : 25 (4)
24 + 84 (108)
54 : 6 (9)
Слайд 3 – проверка.
Проверка - слайд 4.
- Давайте, назовем планеты по порядку. А теперь я буду читать вам информацию о планетах, а вы слушайте и записывайте только числа, которые услышите:
- Кто знает, что такое водород? (предположения детей)
Водород - газ, который при определенной очень низкой температуре может становиться жидким, при соединении с кислородом образует воду.
У детей:
400, 15, 16, 300, 100.
Проверка – слайд 5.
- Что вы интересного для себя узнали?
- Попробуйте за 3 минуты составить как можно больше примеров из записанных чисел, но таких, чтобы их могли решить все дети.
Дети называют примеры и записывают их на доске.
Варианты:
400 + 300 300 + 100 400 – 300 400 + 15 + 16
400 + 15 300 + 15 300 - 100 400 – 300 – 100
400 + 16 300 + 16 400 – (16 – 15) 300 – 100 + 15 и т.п.
- А теперь решите получившиеся примеры. Кто успеет раньше всех, может придумать и решить другие примеры с этими числами.
Фронтальная проверка.
- Продолжаем космический устный счет.
Проверка по слайду 6.
- Ну что же, с устным счетом справились, а теперь выберем капитанов космических кораблей.
Решение задач.
- Космическая задача – слайд 7.
Задача 1.
В отряде космонавтов было 96 мужчины, а женщин в 4 раза меньше. Сколько всего людей в отряде космонавтов?
- Первый ученик в каждом ряду, решивший правильно задачу, станет капитаном своего космического корабля-ряда.
Проверка по слайду 6 – по щелчку появляются действия, дети объясняют решение.
- А как еще можно было записать решение?
По щелчку – проверка.
- Итак, капитаны определены.
Учитель прикрепляет капитанам знаки отличия.
Команды экипажей формируются по рядам, поэтому в группах оказываются дети с разным уровнем подготовки.
- Чтобы полет каждого звездолета прошел благополучно, капитаны должны следить за тем, чтобы все члены его экипажа справлялись с работой, и по необходимости помогать им. А сейчас команда придумает название своему кораблю.
- Посмотрим, чей звездолет стартует первым! У вас карточки с примерами, распределите примеры между членами группы и решайте их. Учитывайте способности всех членов экипажа. Не забывайте об уважении ко всем членам экипажа, от правильного выбора команды зависит скорость и правильность решения – слайд 8.
- И помните правило настоящих космонавтов:
Понапрасну не болтай
Рассуждая – убеждай
Здесь не нужен шум и гам -
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг. (Тыновский С.)
Проверка после решения примеров всеми командами – слайд 9.
Та команда, которая первой решит примеры правильно, запускает свою ракету, дальше ракеты запускаются по порядку решения. Каждая ракета работает, как триггер.
* На уроке дети после решения на свободной парте выложили примеры по образцу на экране. Когда это проделали все команды, сменился слайд и дети могли проверить решения.
- Итак, мы взлетели, посмотрим, что происходит в космосе:
Физминутка для зрения – слайды 10-11.
Под песню «Трава у дома»
По щелчку появляется слайд 10, начинает играть музыка, дети представляют себя в невесомости, как будто ракета взлетела в космос. Потом дети следят глазами за ракетой на экране и планетами, которые как будто проплывают мимо в иллюминаторе.
В связи с большим объемом файла музыка удалена из презентации.
- Ну, вот мы и в космосе.
Задача 2 – слайд 12:
Юрий Гагарин пробыл в космосе 108 минут.
Сколько это часов и минут?
- Ну что же, Гагарин был в космосе 1 час 48 минут, а мы пробыли в космосе почти 35 минут. Кто может посчитать, на сколько больше в космосе пробыл Гагарин, чем мы? (на 73 минуты, или на 1 час 13 минут)
Осталось последнее задание для космонавтов.
Задание на логическое мышление – слайд 13.
- Расположить числа 8 – 688 по возрастанию, определить закономерность (прибавляется по 60).
У детей получается слово «Приземляемся».
По щелчку числа перемещаются и выставляются по порядку – проверка.
- Ну что же, мы возвращаемся на Землю. Осталось получить задание для работы на Земле.
3. Домашнее задание – слайд 14:
Придумать космические задачи или составить космическую шифровку.
4. Итог урока.
После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета.
Сигнальные карточки позволяют увидеть эмоциональное состояние детей после урока, качество работы детей в команде, чтобы корректировать работу в командах в дальнейшем.
Автор: Плахотник Лариса Юрьевна, учитель начальных классов СОШ № 9 г.Сочи
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Лариса Юрьевна, цель урока о закреплении знаний детей о нумерации чисел в пределах 1000 и расширении представления детей о космосе - достигнута. Конспект урока интересный, а презентация методически грамотна, эстетически оформлена и практически значима. Ставлю Вам 5. С уважением Ирина Николаевна
Спасибо, Лариса Юрьевна! В Вашем уроке содержится материал, который мы изучаем в 5 классе (коррекционная школа 8 вида). Обязательно воспользуюсь Вашей работой. Отлично!