Победитель декабрьского конкурса читательских публикаций
Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «Живые участники круговорота веществ в природе».
Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.
Задачи:
1. Предметно-информационные:
2. Деятельностно-коммуникативные:
3. Ценностно-ориентационные:
Планируемые достижения учащихся:
Виды контроля: наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги – растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе |
|
|
Вопрос классу |
– Что такое природа? Назвать признаки живой природы.
|
|
|
Работа в парах |
Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна) Слайд 1 Ответы детей. Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса? |
Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз. Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка. Литосфера: береза, сосна, черви. |
|
Вывод: |
Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома. |
||
Вопрос классу
Фронтальная работа |
Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных ? Где на Земном шаре распространена жизнь? Слайд 2, 3 щелчка. |
Ответы детей. В атмосфере Литосфере Гидросфере |
|
|
Атмосфера, литосфера, гидросфера – все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ |
|
|
2. Открытие нового.
Фронтальная работа
Беседа
Фронтальная работа |
С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе. Учитель обобщает ответы. Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества Слайд 3, щелчок. Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества Слайд 3, щелчок. Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ. Слайд 3, щелчок. Растения выделяют стоительный материал для животных и растений – кислород. Слайд 4 Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут. За счет чего это происходит? – Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям. – Назовите некоторые из них. Слайд 5 |
Ответы детей
Происходит за счет превращения энергии
Являются пищей для животных.
Кормильцы, производители. |
|
Вывод совместный |
Растения – пища для животных. Научное название этих животных - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ – ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Назовите растительноядных животных. Слайд 6, 5 щелчков. – Что является пищей для растительноядных животных? Слайд 7, 4 щелчка. |
Лошадь, заяц, птицы, насекомые Растения, вода, воздух |
|
|
- Чем питаются животные хищники? Животные – хищники питаются растительноядными животными. Слайд 8, 4 щелчка. – Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Эту группу можно разделить на три группы: Слайд 9, щелчок Травоядные щелчок Плотоядные щелчок Хищные щелчок Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных. Слайд 10, 6 щелчков Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных Слайд 11, 3 щелчка Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных Слайд 12, 3 щелчка |
Ответы детей
Птицы, заяц, лось, мыши Сова, лиса, змеи
Ястреб, волк, тигр |
|
Проблемный вопрос |
- Какой объект природы не назвали? - Какой группе потребителей мы его отнесем? |
Человека
|
|
Групповая работа |
Слайд 13 |
Обсуждение |
|
|
Вывод: человек – растительноядный объект |
|
|
Вопрос классу |
- Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал? |
|
|
|
Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны. |
|
|
Вопрос классу |
- Что может произойти в природе в данной ситуации? - Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме? - Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся: Слайд 14 микробы щелчок, бактерии, щелчок грибы. щелчок |
Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.
Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми |
|
Заключительная беседа |
- При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву. - Кто участвует в круговороте веществ в природе? - Может ли прекратиться этот процесс? |
- Живые организмы. Нет, он бесконечен. |
|
Вопрос классу
Фронтальная работа |
Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ) - Какой закон работает в данном процессе? Итак, тема нашего урока ….. Живые участники круговорота веществ в природе Слайд 15 |
-Закон сохранения веществ
-Живые участники круговорота веществ в природе |
|
Закрепление |
Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе. Солнце (стрелка) Растения (стрелка) Растительноядные (стрелка) Хищники (стрелка) Ястреб (5стрелок, показывающих взаимосвязь) Продукты выделения Паразиты (3 стрелки) Микробы (2 стрелки) Бактерии Круг замкнулся |
|
|
|
Домашнее задание 1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере? 2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе. 3 уровень: Возможен ли круговорот веществ в организме человека? |
|
Автор: Климентьева О.В., учитель начальных классов МОУ гимназия № 9 г.Екатеринбург
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная работа! Корректно изложенный материал в интересной и познавательной форме. Презентацию обязательно нужно использовать на уроках для привлечения интереса учащихся к предмету.
Спасибо Ольге Васильевне за ее замечательное качество: она всегда готова помочь коллегам, поделиться своим богатым педагогическим опытом. И эта презентация - подтверждение тому!
Ольга Васильевна, очень интересно, познавательно, понятно и доступно детям. Презентация методически грамотна, практически значима, изложена грамотно и логично. Молодец! С уважением Ирина Николаевна