«Школа России», программа «Литературное чтение», 3 класс (коррекционный VII вид)
Цель урока: Познакомить детей с биографией и творчеством М.Пришвина.
Задачи урока: Развивать наблюдательность, совершенствовать технику чтения, развивать речь, умение ориентироваться в тексте. Прививать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Место данной темы в курсе: первый урок в разделе «Люби живое»
Средства обучения (в том числе технические средства обучения): иллюстрации, книги М.Пришвина, компьютер для учителя, мультимедийный проектор, учебники.
ИКТ на уроке: Презентация «Природа в творчестве М. Пришвина» (23 слайда, 3 МБ)
Ожидаемые результаты обучения: пробудить интерес к чтению книг о природе.
Отличительные особенности («изюминки») данного урока: решение коррекционных задач и задач по теме урока одновременно.
Слайд 1
– Проверьте, ребята, всё ли вы приготовили к уроку. К нам сегодня пришла гостья, а вот кто она вы узнаете, когда прочитаете и отгадаете загадку:
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать (лиса).
Слайд 2
– К нам сегодня в гости прибежала лиса. Посмотрите на неё. Какая она? (хитрая, рыжая, пушистая). Давайте попробуем изобразить её?
– А теперь представьте, что она облизнулась перед вкусным обедом.
Гимнастика для губ и языка: упражнение «Оближем губки» (Приоткрыть рот и медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу).
– Улыбнёмся друг другу, чтобы сегодня у нас на уроке было хорошее настроение.
Упражнение «Улыбка» (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны).
– Доброе утро и солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам! С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.
Слайд 3
Закрепление артикуляции гласных звуков.
– Сегодня мы отправимся вместе с нашей гостьей в зимний лес. Какие же звуки мы там сможем услышать зимой в лесу?
– Мы вместе с лисой вошли в лес и удивились. Давайте вместе произнесём [О], но сначала вспомним, как должен работать наш ротик при произношении звука [О]?
[О] – рот раскрыт на 1 палец, губы округлены
– Как вы думаете, почему мы удивились? Много интересного можно найти в зимнем лесу. Что увидела лиса?
– Идём дальше. Вдруг неожиданно появился волк, и мы испугались. Давайте вместе произнесём звук [У]. Как должен работать наш ротик?
[У] – рот неплотно закрыт, губы вытянуты трубочкой.
Слайд 4
– Идём с лисой дальше по зимнему лесу. Любуемся его красотой. Но вот появился заяц скажем [Э]. Как должен работать ротик?
[Э] – рот раскрыт на 1 палец, губы растянуты
– Вот прилетел филин. Мы обрадовались. Скажем [А]. Как работает ротик?
[А] – рот раскрыт на 2 пальца, губы свободно раскрыты.
– Ребята, как вы думаете, а звуки [И], [Ы] можно услышать в лесу? Лес полон различных звуков.
Чтение слогов (отработка чёткого произношения гласных звуков).
– Вот забарабанил лапами заяц: бам-бум-бым-бом.
– Вот кричит филин: уф-оф-аф, ух-ох-ах-эх.
Слайд 5
– А теперь застучал дятел: да-до-ду-ди, то-ти-ту-та.
Слайд 6
– Зарычал от голода волк: ры-ра-ро-ру-ри-ры.
– Ребята, интересно ли было нам с лисой побывать в зимнем лесу? Любите ли вы зиму? Почему? Интересно нам наблюдать, все подмечать в лесу изменения. Вот и С.А. Есенин любил наблюдать за природой и писал о ней стихотворения. Давайте вспомним, какое произведение мы читали на прошлом уроке?
Слайд 7
Проверка домашнего задания.
– О каком времени года рассказывает автор? Докажите словами из текста.
– Не только зимой красива природа, но и весной. Что именно описывает Есенин в своём стихотворении? (Черёмуху).
– Удалось ли Есенину передать красоту черёмухи? С помощью каких слов автор это передаёт? Что мы можем сказать об отношении С.Есенина к природе? Докажите строчками из стихотворения, что автор был очень наблюдательным.
Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Черёмуха».
Предварительная беседа.
– Нужно не только наблюдать за природой, но и любить, и беречь её. Сегодня мы начинаем раздел «Люби живое». Что означает словосочетание «Люби живое»? Как вы думаете, о чём мы будем читать в данном разделе? Какие вы читали произведения о животных? Вспомните писателей и поэтов, которые писали о природе?
– Многие поэты и писатели так же как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.
Слайд 8
Знакомство с биографией М. Пришвина. Чтение эпиграфа учителем с комментированием:
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». Константин Паустовский.
Самостоятельная работа в группах:
– Вот так рассказывает о писателе Паустовский. Вы сейчас в группах тоже должны поработать с текстами. Будьте внимательными, т.к. вам нужно не только прочитать, но и ответить на вопросы.
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Вопрос: Что узнали о жизни Пришвина?
Текст для 2 группы:
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
Вопрос: Каких животных особенно любил автор, чему завидовал Пришвин?
Рассказ учителя.
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. С детства любил охоту. Охота была особенной. А вот в чём была её особенность вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.
Изучение новой темы.
Слайд 9
Словарная работа (подбор синонимов).
– В рассказе М.Пришвина встретятся слова, прочитайте глазками. Какими словами, похожими по смыслу, можно заменить слова: «сокровища» и «пробуждается»?
Слайд 10
– Что такое Родина? Что такое кладовая? Как вы понимаете словосочетание «Кладовая солнца»?
Чтение учителем текста в учебнике.
Слайд 11
«Мать моя вставала рано…»
Слайд 12
«Больше всего я любил охоту…»
Слайд 13
Словарная работа (продолжение). Работа с трудночитаемыми словами (чтение по слогам, чтение орфографическое, чтение с ударением)
Чтение цепочкой. Обмен впечатлениями. Работа над содержанием текста
– О каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?
– Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в своем рассказе?
– Почему писатель назвал своё произведение Моя Родина?
Выборочное чтение.
– Прочитайте предложения, где автор объясняет, на какую охоту он уходил?
– Прочитайте обращение писателя к ребятам?
– Как он вас называет?
– С каким призывом он к вам обращается?
– О чём хотел нам автор сказать этим произведением?
– Что же такое Родина? (Родиной мы называем землю отцов, предков. У каждого человека есть Родина-край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным).
– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина?
– Как нужно относиться к своей Родине?
– Почему данное произведение разместили в разделе «Люби-живое»?
Слайд 14
Рассказ учителя: Валерия Дмитриевна Пришвина (жена писателя) добилась того, чтобы в Дунино сохранили дом писателя. Теперь это дом-музей.
Слайды 15-16
Подведение итогов.
Слайд 17
– Умер М.Пришвин в Москве. Ему поставили необычный памятник, который выбрала его жена. Чем он необычен? Почему именно такой памятник поставили Пришвину?
Слайд 18
– Закончить урок я хочу словами М.Цуранова, которые он посвятил М.Пришвину.
Слайд 19
Автор: Е.Л. Дятлова, учитель начальных классов МОУ СОШ № 2, город Сим, Челябинская область
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Елена Леонидовна, презентация Ваша очень познавательна, методически грамотна, эстетически оформлена, и конечно, же практически значима!!! мне понравилась!!! С уважением Ирина Николаевна