Конкурс «Детский исследовательский проект»
Номинация «Эстетический цикл»
Обоснование выбора темы
Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. А сколько песен было создано на войне! Порой только песня с ее жизнеутверждающим текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...У каждой песни своя биография, своя судьба. Мы решили выяснить, знают ли наши одноклассники песни, которыми жила и дышала Родина в «суровых сороковых», песни, которые пели солдаты Великой Отечественной войны в часы затишья.
Гипотеза: военная песня, безусловно, достояние каждой нации. Именно в этом пласте песенного творчества сосредоточен огромный потенциал, позволяющий предположить, что военная песня способна стать стержнем в духовном объединении нации и морально помочь солдатам на войне.
Цель проекта: исследование военной песни как культурологического феномена и выявление ее роли и значения в духовной жизни общества в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Актуальность: военная песня всегда была явлением объединяющим нацию, и в этом ее огромная сила. Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Все это незыблемые духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.
Объект исследования: песни периода Великой Отечественной войны.
Область исследования: литературное чтение, музыка.
Методы исследования: изучение и анализ литературных и музыкальных текстов военных песен, литературных источников и Интернет-ресурсов; наблюдение за использованием и исполнением военных песен в современных массовых праздниках, средствах массовой информации и в быту российских граждан.
Проектным продуктом нашей работы является создание мультимедийного альбома «Песни Победы».
Ожидаемые результаты проекта: учащиеся узнают, во-первых, какие песни вели нашу страну к Победе, во-вторых, их авторов и историю создания песен.
Этапы проекта:
Срок работы над проектом: май 2010 – май 2011.
Материалы проектной деятельности
Мы выяснили, что военная песня – это музыкальное произведение, написанное в песенном жанре, отражающее события личной или общественной жизни на фоне военных событий.
В соответствии с планом работы над проектом среди учащихся 2А и 3А классов (54 человека) был проведён опрос на тему: «Какие Песни Победы вы знаете?», «Кто их автор?», «Где звучат эти песни сегодня?».
Результаты опроса мы обобщили в таблицах.
Приложение 1.
Какие Песни Победы вы знаете? |
|
43% |
«Катюша» |
22% |
«Священная война» |
20% |
«Синий платочек» |
8% |
«Темная ночь» |
7% |
«В землянке» |
Большинству опрошенных (90%) эти песни знакомы по трансляциям на ТВ праздничных концертов, посвященных Дню Победы, а также кинофильмам. У 10 % эти песни звучат дома.
Приложение 2.
Где звучат эти песни сегодня? |
|
Поют дома |
Звучат на ТВ |
10% «Катюша», «Темная ночь», «Синий платочек |
90% |
Приложение 3.
Кто автор этих песен? |
|
100% |
Не знаю |
Никто из наших одноклассников ничего не знал об авторах и истории создания этих песен. Это подтолкнуло нас на создание мультимедийного альбома «Песни Победы», который расскажет интересные факты из жизни всенародно любимых композиций.
Наблюдения за использованием военных песен в праздновании 65-летия Победы показали, что популярными сегодня являются следующие песни:
При исследовании проблем военной песни, было выявлено огромное разнообразие песенных произведений этого жанра, следовательно, встал вопрос классификации военной песни. Решая эту задачу, мы разделили военные песни на несколько групп.
Анализируя тематику военных песен, мы выяснили, что песня-призыв звучала в начале войны («Священная война»). Мирные, довоенные песни стали первыми военными, обрели как бы второй, не существовавший прежде смысл, ставший главным («Синий платочек», «Катюша»).
Меняется обстановка на фронтах, «до смерти четыре шага», а в землянках запели, заиграли про любовь. Лирическая песня-воспоминание, песня-ностальгия позволила высказать самые сокровенные мысли и чувства («Тёмная ночь», «Случайный вальс»).
Осознание горя, причинённого войной, рождало песни-утраты, песни-драмы («Вечная слава героям», «Враги сожгли родную хату»).
Песня-шутка(«Вася-Василёк», «Мишка-одессит»), военные куплеты, сатирические частушки придавали силы.
Песня-ликование, песня-слава звучит в победном 1945 году («Ехал я из Берлина», «Дорога на Берлин»).
В качестве одной из задач исследования стоял вопрос, связанный с выявлением особенностей воздействия военной песни, которые, как мы определили, заключаются в следующем:
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной войны песня духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Много песен о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Они тоже сыграли заметную роль в жизни нашего общества. В изучении этих песен видится дальнейшая перспектива исследования.
Литература:
Автор: Потапова Анастасия (2 «А» класс), Воропаев Никита (3 «А» класс), учащиеся МОУ Лицей № 5, город Елец Липецкой области. Руководители: Трофимова Светлана Юрьевна (стаж 38 лет), Козлова Марина Павловна (стаж 21 год), учителя начальных классов высшей квалификационной категории МОУ Лицей № 5, город Елец Липецкой области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Память о прошлом в душах подрастающего поколения - это показатель их высокой нравственности. В вашей работе, ребята, просматривается искренний интерес к героическому прошлому нашей страны. Спасибо вам! И вашим учителям спасибо за умения, которыми они научили вас пользоваться при составлении исследовательского проекта! Успехов вам!
Хорошо сформулированная гипотеза в данном проекте служит ориентиром в поиске необходимой информации. Думаю, что тема работы была предложена Светланой Юрьевной в целях воспитания у учащихся патриотизма, любви к своей родине, гордости за подвиги героев своего народа. Ваша работа заслуживает внимания!
Прекрасная работа! Нужно чтить память о военном времени. Молодцы!!!
Настя, Никита, познакомилась с вашей работой. Темы патриотизма, нравственности всегда будут актуальными. Работа заслуживает внимания! Чётко прослеживаются все этапы работы над проектом, хорошая эстетически оформленная презентация. Молодцы! Успехов вам!
Спасибо за отзывы! Презентация - это только часть работы. Чтобы иметь полное представление о нашем проекте, необходимо посмотреть и мультимедийный альбом.
Замечательный проект! Грамотно оформлена исследовательская часть работы, прекрасная презентация и альбом. Ребята, вы проделали большую работу. Успехов вам!
Уважаемая Светлана Юрьевна, ребята. Спасибо за ваш проект. Думаю, что он был полезен для вас и будет значим для многих детей и взрослых.
Удачи!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную информацию! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.