Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Школа ориентируется на многообразие образовательных потребностей, где современный ученик должен передавать информацию не как собрание готовых ответов, а сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности. Поэтому перед обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшее улучшение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовка их к обучению в школе. Навыки, умения, приобретенный в дошкольный период , будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. Важнейшим навыками являются навык логического мышления, способность «действовать в уме», и навык выражения своих мыслей. Ребенку, не владеющему этими навыками, труднее будет даваться учеба, потребуется больше затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнуть интерес к учебе.
Моя тема по самообразованию - " Развитие логического мышления у детей старшего возраста через развивающие игры", больше брала игры с математическим уклоном. Но проводя занятие по художественной литературе, знакомя детей с художественным жанром "Небылицы", я заметила, что дети с большим интересом и увлечением слушают, выполняют различные задания связанные с этой темой. У них развивается мышление, фантазия, речь, они стали делать свои умозаключения, обобщения, применяя свой личный опыт. Меня заинтересовала эта тема "Небылицы".
На все поставленные вопросы, я хочу ответить в своем докладе, проанализировав литературу по теме и свой опыт работы.
В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Все виды мышления тесно связаны между собой, а мышление с речью. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действенным путем. А речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Речь стала как самостоятельное средство мышления. Развивается словесно-логическое мышление – самый сложный процесс мышления детей. Здесь уже ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Словесно-логическое мышление приводит к совершению любых логических действий (анализа, обобщения, выделение главного при построении выводов) и операций со словом. Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.
Нельзя забывать, что развитие ребенка происходит на уровне его житейского опыта, от богатства накопленных знаний. Как его развить? С помощью развивающих игр и художественного слова, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащения лексического словарного запаса! Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, это стихи-перевертыши и небылицы с логическими ошибками.
Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор. Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду. А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.
Своими культурными и историческими корнями небылицы уходят глубоко в древность, еще наши предки проявляли свою фантазию и сочиняли небылицы, передавая их из уст в уста (у казахского народа сказка «Қырық - өтiрiк»; у русского народа «Небылицы в лицах»), в современное время были написаны разными авторами (К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Вот какой рассеянный»), а так же и в наше время ( М. Алимбаев «Небылицы», И. Соковня-Семенова «Кудыкина гора»). Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоническому развитию детей. Как говорил детский писатель К. И. Чуковский, на сказках которого выросло не одно поколение, ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, кукол, картинок), но и мыслить. Дифференциация предмета и выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новейшими, не присущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.
В первые годы жизни ребенок усваивает большой объем информации, а небылицы помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Ребенок получает удовольствие, если восстанавливает в своем сознании нарушение перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Небылицы обостряют чувства реальности, подготавливают детей к усвоению более сложных форм. Игра с небылицами присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.
В возрасте 2,5-4 лет дети часто начинают рассказывать небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и вызвать восхищение других детей, зачастую знакомые слова «перевертывая» так, что образуются несуществующие слова. Положительный момент от таких перевертышей вполне очевиден, поскольку любое отклонение от нормы воспитывает в ребенке эту норму, и сам себе он начинает адекватно оценивать в окружающем мире. Он становится уверенным в своих интеллектуальных способностях, начинает уважать себя. Польза небылиц в этом возрасте очевидна: за каждым «не так» ребенок ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает ориентацию в мире.
Дети 4-5 лет - это возраст « почемучек», у них интенсивно развивается мышление и речь, они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями знакомыми им из прошлого опыта. Дети 4 - 5 лет уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказать им о знакомых предметах и явлениях. Наблюдательность, попытки к самостоятельному нахождению ответа, сосредоточения внимания, переход от одной деятельности к другой, переход к произвольной памяти, наглядно – образное мышление, развитие связной речи и словарного запаса дают предпосылки развития логического мышления. Формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Игры с небылицами – любимая интеллектуальная работа детей – «изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами, чтобы стимулировать умственные силы ребенка для борьбы с извращением истины», писал К. Чуковский в своей книге «От двух до пяти».
У детей 6-7 лет параллельно с наглядно – образным мышлением развивается логическое, в частности причинное, мышление. Все процессы опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами. Интерес к явлениям, которые происходят не так, как обычно, заинтересовывают детей, заставляют искать и устранять причину. Игры с небылицами объединяют противоположные функции или свойства в один предмет, становятся проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие. Каждая проблемная ситуация уникальна, и её разрешение происходит только на основе собственного индивидуального опыта. В основе выполнения ребенком умственной работы с небылицами лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. В результате мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным, делается умозаключение, развивается словесное мышление. Развиваются новые мотивы познавательной деятельности, которые делают возможным сознательное усвоение новых знаний. «Старшие дети настолько укрепляются в реалистических позициях, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» К. Чуковский в книге «От двух до пяти».
Небылицы – это особенные детские логические игры, где детям весело, но и игры со своими мыслями. Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их. Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками. Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.
Небылица – это игра без правил со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.
Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. Такие истории изначально могут иметь двигательный характер, нежели словесный. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали. После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.
Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на развитие ребенка положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям.
Работа с небылицами – это как игра с ошибками. К ним относятся словесные игры с небылицами, стихи-небылицы, небылицы с логическими упражнениями, сюжетные картинки с небывальщиной, перевертыши, папки-передвижки, книжки-малютки.
Проанализировав материал с небылицами, я сделала подборку игр с содержанием небылиц и развитием мышления, это игры «построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных их функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», - отмечал К. И. Чуковский.
№ | Цель | Название игр |
1. | Подобрать слова противоположного значения или отрицания |
|
2. | Учить делать синтез, анализ, проводить эксперементирование со словами |
|
3. | Уметь классифицировать, исследовать, делать анализ и умозаключение |
|
4. | Уметь придумывать небылицы |
|
5. | Уметь анализировать произведения, вычленять и систематизировать приемы составления небылиц |
|
Автор: Орлова Ирина Евгеньевна, воспитатель ГККП "Ясли-сад №31" г.Павлодара, Республика Казахстан
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!